Форум » История кораблей » Повреждения кораблей. (продолжение) » Ответить

Повреждения кораблей. (продолжение)

KUF: Повреждения кораблей. Предлагаю ставить фото пострадавший в бою или в авариях боевых кораблей и судов. С уважением Ю.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

KUF: Вид с легкого крейсера «Санта-Фе» на поврежденный авианосец «Франклин»

KUF: "Саратога" после атаки комикадзе

KUF: ПМВ торпедированный крейсер Weymouth.


KUF: Так проходит мирская слава...

gem: KUF пишет: Так проходит мирская слава... Переименовали эту лодку типа UBIII (прибрежная оборона) в O-6, поизучали до 1922 да и разломали... Скорее всего, до Японии она и не добралась: снимок 1919 На заднем плане более интересный кораблик: Варезе или Ферруччио?? (Сестры Гарибальди, Ниссина и пр.)

KUF: 04.02.1942 Яванское море ...повреждения крейсера USS CL-12 "Marblehead" после налета бомбардировщиков "Бэтти"...

KUF: "Двина" после "Кронштадтской побудки"

KUF: "Шлезвинг-Гольштейн"

Djankoy: зачинатель 2-й мировой.

KUF: Djankoy пишет: зачинатель 2-й мировой.э Он самый, а это его "брательник".

akojanov: Добрый день! Скажите пожалуйста, а как аттрибутируется это фото? Где, когда? WBR, Alex Kojanov

KUF: akojanov пишет: как аттрибутируется это фото? Где, когда? Самая большая победа ВВС российского флота. Фото сделано 4 мая 1945 г. Свинемюнде. Учебный линкор "Шлезиен" - работа 51-го М-Т полка БФ. Поскольку он был вооружен "Бостонами" дойчи упорно приписывают эту победу союзникам. В целом по этому полку - http://www.bellabs.ru/51/Photos/_Attack.html 15 - 23 марта 1945 года линкор "Шлезиен" принимал участие в боевых действиях в районе Данцигской бухты. "Шлезиен" был последним крупным немецким артиллерийским кораблем, действовавшим против береговых объектов и наступающих советских войск. 2 мая линкор перешел в Грайфсвальд, чтобы из бухты обстрелять железнодорожный мост через реку Пиин в районе Волгаста. Однако 3 мая 1945 года в 2 часа 30 минут, находясь в районе Свинемюнде, линкор подорвался на английской авиационной донной магнитной мине. При взрыве погибло два человека, линкор потерял ход и был с трудом отбуксирован к берегу эсминцем Z-39. Здесь на рейде Померанской (Поморской) бухты Свинемюнде корабль был посажен на мель во избежание затопления. К тому времени линкор имел значительный дифферент на нос. Немцы поставили старый корабль таким образом, чтобы он мог обстреливать подходы к городу из кормовой башни главного калибра (два 280-мм орудия). Воздушная разведка КБФ обнаружила "Шлезиен" и окружавшие его корабли эскорта, но не смогла установить тот факт, что линкор поврежден. Вначале для нанесения ударов по линкору периодически направлялись небольшие группы штурмовиков. Принято считать, что в результате трех налетов советской авиации был потоплен сторожевой корабль и поврежден эсминец. Утром 4 мая, когда погода улучшилась, воздушная разведка уточнила диспозицию кораблей противника. К 7 часам утра поступили первые сведения: кроме линкора, на рейде находились 3 эсминца, 12 сторожевых кораблей, 2 тральщика и 8 транспортов. Авиации противника в районе Свинемюнде обнаружено не было. Советское командование приняло решение немедленно нанести удар по вражеской группировке. Для налета было выделено 56 самолетов: ударная группа из 10 "Бостонов" (2 торпедоносца А-20G и 8 топмачтовиков А-20ДО). Первый налет начался в 11 часов 30 минут и длился около 8 минут. Зенитный огонь был очень сильным. Один топмачтовик прорвался сквозь огонь и атаковал линкор "в упор" - с дистанции 250 метров и высоты 15 метров, добившись попадания одной фугасной авиабомбой ФАБ-500. Однако линкор остался на плаву, а самолет был сбит зенитками при отходе от цели. Остальные топмачтовики в зону зенитного огня не входили, а атаковали транспорты и корабли охранения. Повторный удар силами одного торпедоносца, пяти-шести топмачтовиков, 16 штурмовиков и 16 истребителей был нанесен в 16 часов 40 минут. Налет длился 3 минуты. Вновь к линкору прорвались два топмачтовика и один торпедоносец. Торпеда в цель не попала, а одна из авиабомб разорвалась у самого борта "Шлезиена". Третий удар по группе "Шлезиена" последовал в 19 часов 03 минуты. На этот раз к линкору прорвались торпедоносец и три топмачтовика. В кормовую часть линкора попала бомба ФАБ-1000, после чего корабль начал медленно погружаться в воду и сел на грунт в полузатопленном состоянии. Во время третьего налета штурмовики потопили эсминец и транспорт. Для старичка 1000-кг бомба "многовато будет..." С уважением Ю,

KUF: Линкор «Страсбург» вступил в строй 6 апреля 1939 года. С началом Второй мировой войны «Страсбург» с октября 1939 года в составе «Соединения X» совместно с британским флотом участвовал в охоте за немецким «карманным» линкором «Адмирал граф Шпее». Затем до самой капитуляции Франции он сопровождал французские конвои. После капитуляции Франции в ходе операции «Катапульта» корабль не пострадал и прорвался из Мерс — Эль — Кебира в Тулон. Утром 27 декабря 1942 года «Страсбург» был взорван своей командой и затоплен рядом с причальной стенкой при угрозе захвата Тулона немецкими войсками. В дальнейшем он был поднят 17 июля 1943 года итальянцами, которые с него сняли катапульту, разобрали на металлолом надстройку и сняли броню с одной из башен главного калибра. Во избежание бомбардировок поднятый «Страсбург» был переведён в бухту Лазара. 18 августа 1944 года перед высадкой союзников в Тулоне 36 американских самолётов Б-25 сбросили на «Страсбург» и находившийся рядом с ним «Ла Галиссоньер» 44 454-кг бомбы общего назначения и 108 454-кг полубронебойных. В «Страсбург» попали 7 бомб и он сел на грунт. В 1946 году корабль был поднят, но из-за больших разрушений не восстанавливался. Корпус использовался для опытов с подводными взрывами, а 27 мая 1955 года его останки были проданы на слом.

KUF: Самым ярким моментом из боевой службы «Буревестников» стал навал СКР «Беззаветный» на крейсер ВМС США «Йорктаун» 12 февраля 1988 г. при вытеснении американской группировки из советских территориальных вод у берегов Крыма. Командовал кораблем капитан 2-го ранга Богдашин Владимир Иванович. Решительные действия командира СКР оказались неожиданными для американских моряков. На «Йорктауне» сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз. Удар пришелся в район вертолетной площадки, - высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", - казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами. Через сутки американская группировка в составе крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» покинула негостепреимное для нее Черное море.

KUF: "Орел" после Цусимы.

KUF: Очень интересный материал http://www.runivers.ru/bookreader/book10235/#page/1/mode/1up

KUF: Как такое могло быть???

Балтиец: Фото сделано во время отлива.

Админ: Балтиец пишет: Фото сделано во время отлива. крепкий корабль.

KUF: Потери без войны

KUF: Производя очередную доставку истребителей на Мальту, авианосец «Арк Ройял» был торпедирован 13 ноября 1941 года в Средиземном море немецкой подводной лодкой U-81 под командованием оберлейтенанта Фридриха Гуггенбергера (Friedrich Guggenberger). Борьба за живучесть корабля, длившаяся более 10 часов, ситуацию не исправила и крен продолжал увеличиваться. Через два часа после того, как подошедшие эсминцы сняли экипаж, «Арк Ройял» затонул. На палубе авианосца стоят торпедоносцы Фэйри «Свордфиш» (Fairey «Swordfish»).

akojanov: Добрый вечер! KUF пишет: Потери без войны Прошу простить за темноту, современка не мой конёк :-) Кто это и где это? WBR, Alex Kojanov

Админ: akojanov пишет: Кто это и где это? Мне тоже интересно.

KUF: Админ пишет: Кто это и где это? Сторожевой корабль погранохраны на Дальнем Вочстоке.

Балтиец: Корпусом смахивает на морской ТЩ, смущает две АУ по носу, у ТЩ она одна. Может, это корапь морпогранохраны на где-нибудь северах? Носовая часть скошена на ледокольный манер. Упс. Профессор ответил раньше.

gem: Очень интересная и поучительная история. (В копилку англофобов, ). Рейд Занзибара в к. 19 в. Торчащие клотики числом 3 видно? А дело было так... http://nostradamvs.livejournal.com/257199.html

KUF: gem пишет: Очень интересная и поучительная история USS SanFrancisco(SSN711) после столкновения с дном.

Админ: KUF пишет: после столкновения с дном. Крепкая!

KUF: [url=http://shot.qip.ru/005bwC-112ssF4t6S/][/u B-25J «Mitchell», командир лейтенантом Фрэнсис Томпсоном, потопил японский сторожевик.

Админ: Отличный снимок!!!

KUF: "Миказа" после Цусимы

KUF: Кубинский пароход.. последствия диверсионной операции в порту Намиб, Ангола. Доказать не смогли, но все уверены ЮАР-вцы

KUF: Столкновение в Балтийском море немецкого тяжёлого крейсера "Принц Ойген" с лёгким крейсером "Лейпциг" при возвращении на базу 15 октября 1944 года.

Админ: KUF пишет: Столкновение в Балтийском море Даже у немцев бывает такое...

gem: Админ пишет: Даже у немцев бывает такое... И еще как, особенно у них... 31 мая (оцените дату!) 1878 новенький (3 недели как вошел в строй) броненосец Гроссер Курфюрст был протаранен броненосцем же Кенигом Вильгельмом у Дувра. Около 250 жертв. Схемка А вот его погубитель - флагман кайзеровской эскадры Кениг Вильгельм На чужих ошибках не учились - через дюжину лет погиб Виктори, а Макаров в своей монографии аж целую главу отвел на таранную тактику.

KUF: gem пишет: Около 250 жертв. Притом целый выпуск кадетов-практикантов. Посмотрите, что собой представлял таран в 19 веке

KUF: Если подняли вопрос о татанах позволю себе выложить кусок из своей книги "Броненосцы", может кому будет интересною Паровая машина с винтовым движителем, давшая по¬движность и маневренность военному судну, вновь воз¬родила идею таранного удара, изобретенную, как говорит¬ся, еще «до Рождества Христова». Мы не можем сейчас утверждать, кто именно изобрел таран и кем он впервые был применен. Геродот (484—425 гг. до н.э.) приписыва¬ет изобретение этого оружия древним грекам. Это же утверждает римский историк Плиний Младший (62—114 гг.). Но дошедшее до нас изображение одного египетского ко¬рабля, относящееся к XV веку до н.э., свидетельствует, что задолго до греков тараны были уже на кораблях египетских фараонов. Морская тактика тех времен сводилась к нанесению таранного удара в борт противника, а если маневр не удавался и удар получался скользящим, то вы¬ступавшие со скул корабля другие, меньшие тараны ло¬мали весла вражеского судна, лишая его возможности двигаться. Позже, с переходом от весел к парусам и с по¬явлением артиллерии, таран как главное оружие корабля постепенно утратил свое значение, а в XVII веке древнее розное средство морского боя практически было забыто. К нему вернулись в середине XIX века, когда паровая машина начала вытеснять паруса. Во время Гражданской войны 1861—1865 годов в Аме¬рике появляются даже специальные таранные суда, кото¬рые небезуспешно действовали на реках Роанок и Мисси¬сипи. С учетом этого опыта военные корабли стали оснащать прочными таранами, являвшимися неотъемлемой частью корпуса и опиравшимися на броневой пояс. По¬явился даже специальный таранный отсек. Во время Авст¬ро-итальянской войны 1866 года в бою у острова Лисе австрийский броненосный фрегат «Фердинанд Макс» су¬мел ударом такого тарана потопить итальянский броне¬носец «Ре де-Италия». Успешный таран у острова Лиса дал повод к обширной полемике. Многие видели в этом ударе первое проявление нового оружия, призванного вытеснить артиллерию. Например, французский адмирал Тушар писал: «В наше время таран есть главное оружие в морском сражении». Увлечение таранной тактикой было столь сильно, что продержалось до начала следующего столетия, а тараны на многие годы стали непременным атрибутом не только броненосцев и крейсеров, но даже и некоторых миноносцы. Наиболее активно претворяли в жизнь идеи таранной тактики англичане: именно у «владычицы морей» родился новый тип линкора, известный как «броненосный таран». Прототипом этого семейства кораблей британского фло¬та стал однобашенный броненосец мониторного типа «Глэттон» (о нем реч впереди), вступивший в строй в 1872 году. Это был типичный представитель кораблей береговой обороны водо¬измещением 4900 тонн. Его главные недостатки – плохая мореходность и ничтожный запас угля – попытались устранить в следующем близком по типу ко¬рабле «Хотспуре» (Hotspur), который и стал первым настоящим мореходным тараном англий¬ского флота. Главным его оружием считался железный бивень, выступав¬ший вперед на 3 метра и впервые опи-равшийся на броневой пояс корпуса (эта схема вскоре стала классиче¬ской). Одно 12-дюймовое орудие, установленное в кольцевом непод¬вижном каземате, имело очень огра-ниченные углы обстрела через порты и играло вспомогательную роль. Водоизмещение 4331 т, основные размерения 71,6 х 15,24 х 6,1 м, скорость 12,6 узлов. Бронирование (кованое железо): пояс – 280—203 мм; каземат – 254—215 мм; бруствер – 203 мм; палуба – 63–25 мм, боевая рубка – 254—152 мм. Вооружение: одно 305-мм и два 64-фунтовых дульнозарядных орудия. Развитием «Хотспура» стал также одиночный броненосец-таран «Руперт» (Rupert). Он имел несколько большие размеры и представлял собой сочета¬ние корпуса предшественника с башней и надстройкой «Глэттона». Однако калибр артиллерии решили уменьшить, два 10-дюймовых дульнозарядных орудия установили в башне системы Кольза. Следующим этапом эволюции схемы броненосного тарана стали «Конкерор» (Conqueror) и «Хироу» (Неrо), построенные после не¬которого перерыва и являвшиеся улучшенным вариантом «Руперта». На новых кораблях вновь вернулись к 12-дюймовым орудиям, но заряжающимся с казенной части – вме¬сто дульнозарядных пушек их предшественников. Все эти (по существу, эксперимен¬тальные) корабли береговой обороны нельзя назвать удачными, а низкие скорость и море¬ходность вызывали серьезные сомне¬ния в возможности их использования как таранов. Водоизмещение 6300 тонн, длина 82 метра, ширина 17,7 метра, скорость 14 узлов. Бронирование: пояс и башня – 305 миллиметров, палуба – 45 миллиметров. Вооружение: два 305-мм орудия и четыре 152-мм пушки. Следующие два тарана типа «Белл Айсл» (Bell Isle, Orion) попали в британский флот случайно. Первоначально эти броненосцы строились для Турции и назывались «Пейк-и-Шариф» и «Бурди Зафер». Наряду с четырьмя 12-дюймовыми пушками в центральной батарее, «вторым главным» оружием являлся у них мощный 2,4-метровый цельнокованный таран. Водоизмещение 4870 т, основные размерения 75,4 х 15,9 х 6,4 м, скорость 12,9 узлов, экипаж 250 человек. Бронирование: пояс – в средней части 305 мм, в носу 178 мм, в корме 152 мм; каземат – 267—227 мм; боевая рубка – 229 мм; палуба – 51 мм. Вооружение: четыре 305-мм дульнозарядных орудия в каземате на верхней палубе, четыре 94-мм (20-фунтовые) казнозарядные пушки. Все эти броненосцы никак не назовешь удачей английских конструкторов: корабли были слишком малы для действий в океане и слишком велики для нужд береговой обороны. Почти сразу после ввода в строй, их «разжаловали» в учебные суда для артиллерийской школы. Отличительной особенностью этих английских броненосцев было то, что выше броневого пояса шел овальный бронированный каземат (бруствер), по концам которого устанавливались башни. Наконец в 1885 году англичане заложили броненосцы «Викторию» (Victoria) и «Сане Парейль» (Sans Pareil) вполне полноценные океанские линкоры, ставшие как бы венцом развития концепции броненосного тарана. От предшественников «Виктория» отличалась большими размерами, мощным вооружением, солид¬ной броневой защитой и вполне прием¬лемой мореходностью. На ней впер¬вые применили паровые машины тройного расширения, что обеспе¬чило скорость свыше 15 узлов при естественной тяге, а в форсирован¬ном режиме – более 17. Основное вооружение броненосца состояло из двух 413-мм 110-тонных орудий – самых тяжелых в британском флоте. Вместе с тем, главный кораблестроитель Н. Барнаби взял все ту же принци¬пиальную схему компоновки старых таранов: одна расположенная в носу башня, таран, мачта позади трубы. Толщина пояса и воз¬вышавшегося над ним овального барбета, охватывавшего основание башни и боевой рубки, колебалась в пределах 406–457 миллиметров и являлась практически неуязвимой для орудий того времени на обычных дистанци¬ях морского боя. «Виктория» стала олицетворением мощи «владычицы морей». Водоизмещение 10 470 тонн, длина 110,6 метра, скорость 15,3 узла. Вооружение: два 413-мм, одно 254-мм и двенадцать 152-мм орудий. Бронирование 457–406-мм пояс, 431-мм башня, 75-мм палуба, рубка 356—50 мм. Однако карьера сильнейшего английского броненосца ока¬залась незавидной 22 июня 1893 года броненосец «Camperdown» всадил свой таран¬ный форштевень в правый борт «Victoria». По злой иронии судьбы он стал жертвой тарана — того самого оружия, владеть которым должен был сам. Французы в 1865 году тоже построили пять броненосцев-таранов. Корабли име¬ли деревянные корпуса, оборудованные мощными 2,5-метровыми таранами, с надстройками, покрыты¬ми броневыми плитами в виде черепашьего пан¬циря. Головным стал броненосец «Торо» (Taureau), построенный уже в 1863 году. На панцире у «Торо» размещался барбет для 240-мм орудия. Борта имели броневой пояс толщиной 150 мм, а плоская поверхность, образующая палубу, — 51 мм. Водоизмещение 3200 т, скорость 12,5 узлов, экипаж 150 человек. Следующие четыре корабля, вошедшие в строй в 1868–71 годах и практически аналогичные «Торо», броненосцы типа «Цербер» (Cerbere, Belier, Tigre, Bouledogue), – при одинаковых размерах они имели несколько большее водоизмещение (3532 т) и вооружались двумя 240-мм орудиями, размещенными во вращающейся башне. Основные размерения 65,56 х 16,40 х 5,66 м, скорость 12,5 узлов, экипаж 159 человек. Бронирование: пояс по ватерлинии – 221–179 мм; палуба – 15 мм; башня – 179 мм. Не обошло увлечение таранами и Италию, в 1866 году они ввели в состав своего флота броненосец «Аффондаторе» (Affondatore). По первоначальному проекту маркиза Симо¬на ди Сент Бона он должен был нести в качестве единст¬венного оружия лишь внушительный таран, выступав¬ший вперед на 7,5 метров. Но в ходе строительства инженер Харрисон (заказ разместили в Англии) вооружил его двумя 300-фунто¬выми дульнозарядными пушками Армстронга в оди¬нарных башенных установках. Водоизмещение 4324 т, основные размерения 93,8 х 12,2 х 6,35 м, скорость 12 узлов, экипаж 309 человек. Бронирование (кованое железо): борт и башни – 127 мм; палуба – 50 мм. Вооружение: два 229-мм дульнозарядных нарезных орудия. За развитием английского судостроения всегда внимательно присматривались в России. Поэтому когда в мае 1882 го¬да была принята 20-летняя программа усиления российского флота, первые после «Петра Великого» броненосцы для Балтики несли в себе основные черты британских таранов. Головной корабль, «Император Александр II», явно перенял от этого семейства схему размещения артиллерии, мощный таранный форштевень, относительно слабую защиту кормы и средней артиллерии. Однако по сравнению с прототипом у него имелся ряд явных достоинств: пол¬ный броневой пояс по ватерлинии и высокий борт, заметно улучшивший мореходность и позволявший вести огонь в свежую погоду. Артиллерию главного калиб¬ра на «Александре II» разместили в носовом барбете – по образцу первых черноморских броненосцев типа «Екатерина II» (речь о них впереди), а на втором однотипном корабле, названном «Император Николай I», – в двухорудий¬ной башне, спроектированной инженером-кораблестроителем Н. Е. Кутейниковым. Примечательно, что новые балтийские броненосцы были полно¬стью построены на отечественных предприятиях из русского железа. Водоизмещение 9244 тонны, длина 105,6 метра, ширина 20,4 метра, скорость 15,3 узла. Броня (компаунд): пояс – 356—102 мм; барбет – 254 мм; палуба – 64 мм; казематы 76—50 мм; рубка – 203 мм. Вооружение: две 305-мм, четыре 229-мм, восемь 152-мм пушки. Испытания «Александра II», со¬стоявшиеся в 1890 году, прошли успешно. Однако «прижимистый» управляющий морским министерст¬вом вице-адмирал И.А. Шестаков посчитал размеры нового корабля слишком большими. Поэтому третий бро¬неносец-таран, получивший название «Гангут», решено было строить по пере¬работанному, более дешевому проекту. Стремление к экономии привело к появлению 4 июля 1887 года сравнительно «скромного» задания на проектирование броненосцев с артиллерией калибром всего 229 мм. Он также ориентировался на таранную тактику ведения боя, для чего наиболее мощный артиллерийский огонь должен был быть сосредоточен по носу. Корабль также заложили для Балтийского флота. Правда, в ходе постройки проект претерпел изменения, связанные с усилением вооружения. МТК 5 июня 1890 года предложил заменить два носовых 229-мм орудия в барбетной установке на одну 305-мм пушку, но все равно «Гангут» по тактико-техническим элементам значительно уступал своим сверстникам в английском и французском флотах. Главный калибр был представлен одной 305-мм пушкой с длиной ствола в 35 калибров, установленной в носу корабля в барбетной установке, а также четырьмя 229-мм 35-калиберными пушками в индивидуальных казематах. Впрочем, «Гангут» так и остался кораблем-одиночкой – постройку второго однотипного броненосного корабля для Черноморского флота пришлось отменить из-за несостоятельности подрядчика. Однако служба его была недолгой, 12 июня 1897 года возвращаясь с учебных стрельб, «Гангут» налетел на камень, не обозначенный на карте, пробил дно и затонул в районе гавани Транзунд в Выборгском заливе. Водоизмещение 7142 т, длина 84,7 м, ширина по ватерлинии 18,9 м, осадка 6,99 м, скорость 13,89 узлов, дальность плавания 10-узловым ходом 2000 миль, экипаж 28 офицеров и 493 матроса. Вооружение: одно 305-мм, четыре 229-мм и четыре 152-мм орудия, шесть 47-мм одноствольных, десять 37-мм одноствольных и четыре пятиствольных пушек Гочкиса, четыре 63,5-мм десантные пушки Барановского, шесть 381-мм торпедных аппаратов. Бронирование: главный пояс – 406—305 мм; верхний пояс –127 мм; траверзы – 241 и 216 мм; палуба – 63,5 мм; барбет – 229—203 мм; казематы – 203 мм; боевая рубка – 152 мм. Увлечение таранной тактикой было повсеместным. Однако для внимательного наблюдателя было очевидно, что таранный удар удавался лишь в том случае, когда противник был неподвижен или сильно ограничен в движении. Так австрийцы смогли протаранить «Ре де-Италию» только после того, как руль последней был поврежден снарядом. «Вирджиния» ударил «Кумберленд», когда он стоял на якоре, а другие «американские тараны» происходили на реках с весьма ограниченной акваторией. Когда же противник обладал свободой маневра, протаранить его было практически невозможно. Поэтому все здравомыслящие моряки понимали, что таран – оружие вспомогательное. Фактически после потопления «Ре де-Италии» в истории морских сражений имеются всего лишь два случая удачного применения тарана. Это смертельный удар перуанского монитора «Уаскар» в бою при Икике 21 мая 1878 года, нанесенный в борт чилийского корвета «Эсмеральда», и потопление монитора «Рио-де-Жанейро» тараном крейсера «Республика» во время гражданской войны в Бразилии в 1893 году. Но эти исключения только подтвердили правило: «Эсмеральда» была проткнута в тесной гавани, а бразильский броненосец стал жертвой своего земляка, стоя на якоре. Вместе с тем, пожалуй, ни одно другое средство поражения, при весьма скромных успехах на поле боя, не принесло столько неприятностей... самим его обладателям. Судите сами: первый случай произошел в 1866 году в Английском канале (Ла-Манш). 10 июля английский шлюп «Амазонка» (Amazonka), следуя полным ходом, налетел на пароход «Оспрей» (Osprei). Острый таран, изогнутый в виде лебединой шеи, буквально разрезал пароход пополам. «Оспрей» камнем пошел ко дну со всем экипажем, но это было только начало. В 1869 году русский броненосец «Кремль» случайным ударом таранного форштевня отправил на дно своего боевого товарища – фрегат «Олег». Два года спустя броненосец «Адмирал Спиридов» нечаянно протаранил своего «родного брата» – броненосец «Адмирал Лазарев», которого от гибели спасло лишь то, что столкновение произошло прямо в гавани Кронштадта. В 1873 году испанский броненосец «Нумансия» наскочил на корвет «Фернандо-эль-Католико»; последний мгновенно затонул со всем экипажем. 1875 год ознаменовался сразу тремя катастрофами. Английский броненосец «Айрон Дюк» потопил корабль своего класса «Вэнгард», а французские броненосцы «Тэтис» и «Жанна де Арк» нанесли смертельные удары военным судам «Рейна» и «Форфант». Через три года – новая трагедия: от тарана германского броненосца «Кенинг Вильгельм» погиб со всем экипажем броненосец «Гроссе Курфюрст». Утонуло 269 человек, в том числе целый выпуск морских кадетов-практикантов. Затем еще несколько столкновений, и, наконец, в 1893 году броненосец «Кэмпердаун» отправил на дно флагман английской Средиземноморской эскадры «Викторию» – сильнейший в мире боевой корабль того времени. Таким образом, таран превратился в оружие против своих, нанеся гораздо больший ущерб своим флотам, нежели неприятельским. Но еще серьезней были последствия, когда жертвой тарана становилось мирное судно, не имеющее подводной защиты и двойного дна. Увы, все эти инциденты не заставили морских теоретиков пересмотреть свои взгляды. Наоборот, в ответ появились совсем анекдотические конструкции. Например, съемный таран, которым оснастили английский броненосный крейсер «Шеннон» (Shannon). В мирное время, дабы не угрожать своим, таранный бивень, или, как его называют моряки, – шпирон – хранился в трюме. В случае угрозы войны экипаж дружно брался за работу и водружал треугольный шпирон на свое место. Адмирал Макаров предложил на время стоянки закрывать таранный выступ специальным щитом, дабы уберечь от случайных повреждений маневрирующие в порту корабли. Идея не нашла поддержки и еще не один капитан, «подрезая нос» стоящему броненосцу, забывал о многометровом подводном бивне и распарывал свой борт, как лист картона.

KUF: Испанский крейсер «Инфанта Мария Тереза» после битвы при Сантьяго-де-Куба 3 июля 1898г.

Балтиец: Мерси, такого фото еще не видел. Она что, с Вискайей однотипная была?

gem: Балтиец пишет: Она что, с Вискайей однотипная была? И еще Alm. Oquendo. Казенные верфи строили еще 3 шт. (Принцесса Астурийская, Каталунья, Кардиал Сиснерос). Строили по 14-19 лет, бедолаги, как могли - модернизируя проект четвертьвековой давности. Получились невезучими, Сиснерос налетел на скалу и утоп через год после спуска, с Каталуньей тоже что-то нехорошее приключилось. Вообще, кроме серии англ. БрКр типа Уорриор (красавцы!), которая была выбита почти вся, кроме одного - самая неудачная в мире серия крейсеров. Море, судьба...



полная версия страницы