Форум » История кораблей » "Потопление" румынского эсминца "Мерешешти". Советская пропаганда. » Ответить

"Потопление" румынского эсминца "Мерешешти". Советская пропаганда.

Админ: Привлекла внимания давняя история, связанная с атакой ПЛ Щ-207 (2-й дивизион подводных лодок ЧФ. командир Панов Н.А.) румынского конвоя, случившаяся в сентябре 1942 года. ***************************** ЭСМИНЕЦ ВРАГА ПОТОПЛЕН! Лодка, на которой я плавал, потопила румынский эсминец «Маришешти». Расскажу об этой замечательной операции. Корабль находился в своем квадрате на позиции. Вахтенный командир перед всплытием осматривает горизонт и… на фоне темного берега видит четыре трудно различимых силуэта. Командир подводной лодки решает всплыть под среднюю систерну. На лодке боевая тревога. Все на своих местах. Я дублирую командира отделения мотористов, тов. Норкевич — электрика. Всплываем. Лодка начинает поддаваться 6-тибальному шторму. Трудна торпедная стрельба, когда корму бросает во все стороны. Но упускать караван нельзя. Впереди идет эсминец, за ним два транспорта до 9000 тонн водоизмещения каждый, заключает шествие эсминец «Маришешти». Стрельба ведется по двум транспортам. В удобный момент стрелка телеграфа становится на «пли», залп, лодка вздрагивает, но взрыва торпед не слышно. Снова, но уже носовыми торпедами, командир атакует приблизившийся к нам эсминец. На сей раз все торпеды идут веером с интервалами между выстрелами в 9 секунд. Лодка уходит на глубину. Подводники улавливают два глухих удара. Это, повидимому, рвутся торпеды. Через несколько секунд лодку начинает бомбить уцелевший эсминец. Все замерло — нельзя выдавать своего местопребывания. Во время плавания лодка потеряла управление обоими горизонтальными рулями. Управлялись только турбонасосом. Нам, курсантам, пришлось участвовать в исправлении ряда других повреждений, полученных за этот поход лодкой. Курсант Д. ГОЛЬДМАН Источник: "Дзержинцы в боях за Родину" Материалы собрал и подготовил сборник к печати краснофлотец А. Любарский ПО ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского, 1943. 214 с. ******************* кр.справка - Эскадренный мининосец "Мерешешти" («Mărăşeşti») Заложен 15.07.1914 на верфи «Pattison» (г. Неаполь, Италия) по заказу ВМС Румынии, как эскадренный миноносец «"Vartej». На 24.05.1915 готовность составляла 20%. 05.06.1915 эсминец был реквизирован Италией. 27.07.1916 под названием «Nibbio» эскадренный миноносец был зачислен в состав ВМС Италии. 30.01.1918 спущен на воду, 15.05.1918 вступил в строй. 01.07.1920 исключен из ВМС Италии и передан Румынии, где получил наименование «Mărăşeşti». Во время Второй мировой войны эскадренный миноносец принимал участие в боевых действиях против СССР. 29.08.1944 «Mărăşeşti» захвачен советскими войсками в Констанце, 05.09.1944 поднял военно-морской флаг СССР и 14.09.1944 был зачислен в состав Черноморского флота. 20.10.1944 переименован в «Лёгкий». 12.10.1945 возвращён Румынии. 06.11.1945 официально исключён из состава ЧФ. В румынских ВМС эсминцу возвратили прежнее название «Mărăşeşti». В 1948 году получил обозначение «D-1», в 1951 году – «D-11». Исключён из состава ВМС Румынии в 1961 году. Подробнее - http://en.wikipedia.org/wiki/Marasti_class_destroyer ********************** Пл - Щ-207. Судя по всему, это был её 8-й боевой поход. 8-й боевой поход (21 сутки): 29.8.1942 в 0.01 вышла из Батуми на позицию № 38 в район выхода из пролива Босфор (Самая дальняя позиция ПЛ ЧФ). 1.9.1942 прибыла на позицию. 7.9.1942 в 12 милях севернее входа в Босфор обнаружила конвой в составе 2-х танкеров и 2-х эскадренных миноносцев. В 20.24 из надводного положения произвела 2-торпедный залп по эскадренному миноносцу с дистанции 12 кабельтовых. Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей торпеды выпущены с опозданием. В 20.31 с дистанции 10 кабельтовых произвела 4-торпедный залп по той же цели. Через 2 минуты услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован румынский эскадренный миноносец "Regina Maria". После погружения лодка контратакована румынским эскадренным миноносцем, безрезультатно сбросившим 5 глубинных бомб. Днем 13.9.1942 обнаружила 2 эскадренных миноносца. Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей выйти в атаку не смогла. 19.9.1942 в 3.08 прибыла в Батуми. ( Источник - http://submarine-at-war.ru/attacks/410921m34.html ) ***************************** Ну и теперь самое на мой взгляд интересное. В документах представленных информационной службой румынской военной разведки для кабинета министров и Главнокомандующего я нашёл интересный документ, призванный показать особенности советской военной пропаганды. (лист из газеты "Красный Черноморец" за 6 октября 1942г.) ____________________________________________________ * Тем не менее, во всяком случае до осени 1944 года (когда целый и невредимый румынский эсминец стал нашим трофеем), этот поход считался успешным, ведь насколько можно понять - была награждёна значительная часть экипажа. ** Отдельно отмечу "замечательную" карикатуру.

Ответов - 12

Админ: Если у коллег будет дополнительная информация - размещайте. Отдельно жду cообщения от KUF * Не уверен в правильной транскрипции румынского названия на русский язык. Кстати, интересно его происхождение от названия сражения (?) в котором румыны и русские сражались бок о бок.

Djankoy: Справочник С.С.Бережного "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945" М. Воениздат 1988 по ПЛ Щ-207 вообще не указывает на потопление хоть кого-нибудь этой ПЛ, всего выполнила 11 боевых походов и все. Вообще, где-то читал, что самым большим боевым кораблем противника, потопленным кораблями советского ВМФ был британский ЭМ "Vittoria", потопленный ПЛ "Пантера" 31.08.1919

Админ: Djankoy пишет: Справочник С.С.Бережного "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945" М. Воениздат 1988 по ПЛ Щ-207 вообще не указывает на потопление хоть кого-нибудь этой ПЛ, всего выполнила 11 боевых походов и все. Так в этом вопросе ещё осенью 1944 разобрались. Djankoy пишет: Вообще, где-то читал, что самым большим боевым кораблем противника, потопленным кораблями советского ВМФ был британский ЭМ "Vittoria", потопленный ПЛ "Пантера" 31.08.1919 От непосредственного огня пожалуй что да. На минах супостаты теряли корабли и побольше, но это отдельная статья. * Жаль что командиру "Пантеры" Александру Николаевичу Бахтину сей подвиг не помог. Сгноили большевички его на Соловках. В своё время читал о его семье. Там вообще много печального. Дети его в блокаду умерли и т.п.


Djankoy: Админ пишет: От непосредственного огня пожалуй что да. На минах супостаты теряли корабли и побольше, но это отдельная статья. ну да...тут по моему самый большой- это финский ББО "Илльмаринен"

Админ: Djankoy пишет: тут по моему самый большой- это финский ББО "Илльмаринен" Точно. Ушёл от нас трусливый "Тирпиц".

Djankoy: да с ним то же не совсем все понятно.....на просторах инета был ТАКОЙ.....мммм.....шум, по поводу атаки К-21, что не совсем понятно а была-ли она на самом деле....

Админ: Djankoy пишет: шум, по поводу атаки К-21, что не совсем понятно а была-ли она на самом деле.... Думаю, что была. И даже производилась стрельба. Вот только её результаты были неудачными. * Отдельно замечу, что проблема подтверждения атаки существовала на всех флотах. У нас она усугублялась (судя по всему!) частичным самоподрывом торпед выпущенных, как с ПЛ, так и с ТКР. Сплошь и рядом я натыкаюсь на доклады командиров кораблей о фиксации взрыва и параллельно в немецких источниках на фиксацию этих же самых взрывов торпед....в стороне от немецких кораблей и судов. У немцев подобная проблема точно существовала в 1939-1940 в боевой работе ПЛ. Что за модель торпеды была на наших лодках в ходе войны?

Djankoy: У нас были на вооружении 45 и 53-см торпеды, различных модификаций. вот тут подробно http://keu-ocr.narod.ru/MO_03/

Djankoy: В основном итальянские - так называемые "фиумские" -остальные - это модернизации

KUF: Админ пишет: будет дополнительная информация - размещайте. Не уверен в правильной транскрипции румынского названия на русский язык У Щ-207 было 11 боевых походов и 4 безрезультатные торпедные атаки. Притом 2 раза она действительно атаковала эсминцы (в один день). Вот ее страничка из Платоновской энциклопедии ПЛ. Атака была из ПОДВОДНОГО положения. Атаковать 2 эсминца в надводном только камикадзе будет. Официально лодка ничего не топила, иначе командир бы минимум орден Ленина получил. А медаль матросу дали скорее всего за походы, как и летчикам давали за определенное число боевых вылетов. У румын в годы II м.в. было 4 ЭМ. Два бывшие итальянские лидеры типа "Аквила" - "Марашешти" (ех "Ниббио") и "Марашти" (ех - "Спарвьеро") - куплены 01.07.1920 г. Про них есть у Бережного в "Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945" (попали к нам и стали "Легкий" и "Ловкий", правда потом назад отдали). Два других - "Реджина Мария" ( в СССР - "Летучий") и "Реджеле Фердинанд" ("Лихой"), тоже строились в Италии в конце 20-х фирмой "Патисон". Прототип - английский лидер времен I м.в. "Шекспир". Все пережили войну. Что касается транскрипции, то это название города Марашешти - посмотрите в атласе. http://ussrfleet.1939-45.ru/esm_leg.php С уважением Ю.

Админ: KUF пишет: это название города Марашешти - посмотрите в атласе. Cмотрел конечно. По своему опыту знаю, что венгерские и румынские географические название у нас на картах зачастую неправильно транслейтированны.

KUF: Админ пишет: зачастую неправильно транслейтированны. Но именно они считаются официальными. Вот фото ЭМ "Марашешти" 1945 г. С уважением Ю.



полная версия страницы