Форум » История кораблей » Австро-Венгерские речные мониторы » Ответить

Австро-Венгерские речные мониторы

Навигатор: фото примерно 1915 года. Мониторы «Кёрёш» («Koros») (заложен в 1890 г., спущен на воду в 1892 г., введен в строй в 1892 г.) и «Шамош» («Szamos») (заложен в 1891 г., спущен на воду 25.8.1892 г., введен в строй в 1893 г.) Водоизмещение – 448 т, размеры – 54х9х1,2 м, мощность – 1200 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК,), скорость – 10 уз. Броня: борт 50 мм, палуба 19 мм, рубка 75 мм («Шамош» – 50 мм). Экипаж – 84 человека. Вооружение: два 120-мм/35, два 66-мм орудия, два пулемета. В 1871 году в Будапеште спустили на воду «Лейта» («Leitha») и «Марош» («Maros»). Созданные известным конструктором Йозефом фон Ромако эти очень удачные корабли в какой-то степени повторяли проект первых американских мониторов. В 1884 году, при военном министерстве Австро-Венгрии работала специальная комиссия, состоявшая из морских офицеров. Комиссия тщательно исследовала течение и фарватеры Дуная, высоко оценила боевые характеристики австрийских речных мониторов и высказалась за постройку еще четырех кораблей такого же класса. Однако лишь в 1892 году были спущены на воду два новых монитора «Шамош» и «Кёрёш» («Szamos» и «Кoros»). Водоизмещение кораблей достигло 440 т, при осадке 1,19 м. Скорость хода на тихой воде — 10 узлов, запас угля — 40 т. Артиллерия главного калибра состояла из двух 12-см пушек, размещенных в одноорудийных башнях. Кроме этого, на спардеке располагались две 7-см (66-мм) пушки в 42 калибра длиной и два 8-мм пулемета на переносных станках. Для своего времени это были выдающиеся корабли, не имеющие аналогов в мире и ставшие родоначальниками всего семейства дунайских мониторов. Мониторы принимали самое активное участие в ПМВ. В 1918 г. Югославия получила монитор «Кoros». «Szamos» формально пошел на слом, но до сих пор его корпус используется как морской музей в Будапеште. (информация Юргена)

Ответов - 24

Админ: А фотография и в самом деле клевая. Найдена совершенно случайно. Но пришлась ко двору.

KUF: Навигатор пишет: Мониторы «Кёрёш» («Koros»)... и «Шамош» Это мониторы второй серии, была еще первая серия. Мониторы «Лейта» и «Марош» («Leitha» и «Maros»). Построены в Будапеште, вошли в строй в 1871—1872 гг., реконструированы и перевооружены в 1893—1894 гг. Водоизмещение – 315 т, размеры – 50,6х8х1,1 м., мощность – 700 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 8 уз. Броня: борт 44 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Экипаж – 59 человек. Вооружение: одно 120-мм/35, два 47-мм пятиствольных орудия, один пулемет. Рис. Монитор «Лейта» («Leitha») в 1915 г. перевооружен и получил: одно 120-мм/35, одно 66-мм/45, одно 66-мм/18 орудие, три пулемета в бронированных башенках. (фото из кол. И. И. Черникова) С уважением Ю.

KUF: А это представитель третьей серии Австро-Венгерских мониторов для Дуная. Она включала в себя мониторы «Темеш» («Temes») (заложен в 1902 г., спущен на воду 26.3.1904 г., введен в строй 10.11.1904 г.) и «Бодрог» («Bodrog») (заложен в1903 г., спущен на воду 12.4.1904 г., введен в строй 10.11.1904 г.). Водоизмещение – 442 т, размеры – 57,7х9,5х1,2 м. Мощность – 1400 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 13 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Экипаж – 86 человек. Вооружение: два 120-мм/35, одно 120-мм/10, два 37-мм орудия, один пулемет. Обратите внимание на расположение башен артиллерии главного калибра. Это сделано, чтобы получить возможность одновременно обстреливать оба берега реки. (фото из коллекции И. Черникова) С уважением Ю.


Админ: Монитор «Кёрёш» («Koros») (???)

KUF: А это уже четвертая серия мониторов для Дуная. Мониторы «Эннс» («Enns») (заложен в 1912 г., спущен на воду 30.9.1914 г., введен в строй 17.10.1914 г.) и «Инн» («Inn») (заложен в 1913 г., спущен на воду 25.2.1915 г., введен в строй 11.4.1915 г.). Число 120-мм гаубиц увеличено до трех. Размещение 2 пушек в 1 башне несколько увеличило углы обстрела артиллерии главного калибра, но исключало возможность одновременного обстрела обоих берегов. Однако при этом уменьшалась масса броневой защиты, так как масса 1 2-орудийной артиллерийской башни меньше массы 2 1-орудийных. За счёт увеличения длины ствола до 45 калибров мощность 120-мм пушек значительно возросла. Кроме того, следует признать удачным установку 2 мощных 66-мм универсальных пушек с длиной ствола в 45 калибров. На крыше боевой рубки был устроен бронированный дальномерный пост с прожектором. Запасной командный пункт размещался в кормовой части надстройки. Характерной чертой корабля являлась огромная заваливающаяся мачта с постом корректировщика на верху. Впоследствии, по опыту боевых действий, от этих громоздких мачт пришлось отказаться. Водоизмещение – 540 т, размеры – 57,9х10,3х1,3 м. Мощность – 1500 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 13 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Экипаж – 95 человек. Вооружение: два 120-мм/45, три 120-мм/10, два 66-мм зенитных орудия, шесть пулеметов. «Инн» 22.9.1917 подорвался на мине в 14 км от г. Браилова и в считанные минуты затонул. 28.11.1917 поднят, ремонтировался в Будапеште, но до окончания войны в строй не вошел. С уважением Ю.

KUF: Вот мы и до пятой серии австро-венгерскмх мониторов добрались. Мониторы «Сава» («Sava») (заложен в 1914 г., спущен на воду 31.5.1915 г., введен в строй 15.9.1915 г.) и «Босна» («Bosna») (заложен в 1914 г., спущен на воду в 1915 г., введен в строй 9.7.1915 г.), Водоизмещение – 580 т, размеры – 62х10,3х1,3 м., мощность – 1750 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 13,5 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Экипаж 91 человек. Вооружение: два 120-мм/45, два 120-мм/10, два 66-мм, два 47-мм орудия, семь пулеметов. Наиболее мощные австрийские мониторы. «Босна» первоначально получила название в честь погибшего «Темеша», но после того как последний был поднят, ее переименовали (9.5.1917). С уважением Ю.

KUF: А это последний командующий Дунайской флотилией капитан 2 ранга (затем вице-адмирал Венгерского флота) Олаф Вульф С уважением Ю.

Админ: Вы встречали описание боевого применения этих сил в ходе ПМВ?

KUF: Админ пишет: Вы встречали описание боевого применения этих сил в ходе ПМВ? Вот своего рода библия по Дунайской флотилии для рускоязычных. Есть еще немногие работы, посвященный истории военно-морских сил Австро-Венгрии: R. Greger. Austro-Hungarian Warship of War I. London. Conway Maritime Press, 1974 и K. Gogg. Osterreichs Kriegsmarine 1848–1918. Stuttqard, 1967. Но это для тех кто спикает и шпрехает. По "морскому" флоту неплохая книга Томази "Война на Адриатическом море". Обе эти книги (вернее их тексты) есть у меня в э/виде. Если хотите могу сбросить на ваш mail.

KUF: Почти во всех книгах о речных флотилиях сказано, что мониторы типа "Босна" были самыми мощными кораблями Австро-Венгерского флота. Однако это не совсем так. Из построенных да, но в 1917 г. в городе Линце были заложены 2 еще более могучих корабля. По вполне понятным причинам их строительство так и не было завершено. В противном случае они бы перехватили "пальму первенства" (самый сильный речной корабль) у амурских "Тайфунов". Советские мониторы типа "Хасан" (хоть меня стреляйте), чисто речными кораблями я все равно не признаю. Они создавались в первую очередь для защиты Татарского пролива, почему в ТТЗ указывалось – должны выдерживать шторм до 8 баллов. Это самые настоящие ББО, правда, неплохо приспособленные к действию на очень больших реках. В ТТЗ ставился вопрос только о нижнем течении Амура. Вот так бы выглядели эти австрийские монстры. Увы, нигде так и не смог отыскать их эскиз. Если у кого есть буду очень признателен. Водоизмещение 1240 т, скорость 13,5 узлов, вооружение: два 190-мм орудия и пять 90-мм универсальных пушек, бронирование: борт до 40 мм, палуба 35-мм, боевая рубка 50 мм. С уважением Ю.

Админ: Получился бы небольшой броненосец береговой обороны.

KUF: Админ пишет: небольшой броненосец береговой обороны. Очень плоское днище - осадка около 115 см. Посему мореходность близкая к нолю. Ну никак он не смог бы оберегать морские берега. Правда, в начале 20 века была целая дискуссия насчет ББО - одни называли их "броненосцы берегами оберегаемые", другие считали весьма ценными боевыми единицами. Что самое смешное - правы были и те и другие. Все зависило от военно-морской доктрины, исповедуемой тем или иным флотом. Если я вам еще не совсем надоел, то после завершениния материалов по Дунайской флотилии, а еще стоит поговорить и о канонерках А-В, можно немного пройтись и по этой интереснейшей теме. Еще раз повторяю, буду открывать эту ветку только при наличии консенсунса на форуме. Это, на мой взлляд самое главное в любом коллективе. Если начнем делиться на "красных и белых", "западников и почвенников" ничего хорошего у нас не пролучится. Посему информация в чистом виде - а выводы, сами напрягите мозги. Честно говоря меня коробит ветка "Суворова-Резуна", здесь на форуме собрались умные люди, я даже не побоюсь слова ЭЛЛИТА. Ну неужели хотя бы им не понятно, что никакой майор-перебежчик ничего подобного написать в принципе не мог. это обыкновенный оперативник-костолом, и какие-то аналитические потуги ему в принципе противопоказаны. Но, зато британский МИ-6, который от имени сего подонка пишет книги, безусловно стоит на самом высшем уровне организации информационных войн. В свое время я имел пространную беседу с одним из издателей - выпустившиего 100 тысячным тиражем "Ледокол", все мои аргументы разбивались об один ФАКТ - западный фонд (увы анонимный) отстегнул более 5 млн. баксов на 100 000 издание (при таком раскладе в прибыль шли, как минимум более 1 млн.). Увы в 1990-х годах появилась целая плеяда "историков" и "писателей" хорошо прикормленных различными немецкими фондами, финансируемыми реваншистским, а иногда и откровенно профашистским организациями. Слава Богу сии смутные времена уже позади. Простите за "старческое брюзжание", но честно говорю - наболело. В начале 1990-х я подрался в прямом эфире питерского TV канальчика с одним таким "знатоком". Полностью проиграв на интелектуальном фронте, он решил прибегнуть к "кулачному праву", расчитывая на свое примерно 25-летнее возростное приемущество. Бедолага не знал, что у меня черный пояс и второй дан по Ашихара-Каратэ. После месячного лечения он полгода таскал меня по судам, но ничего, кроме табу на мое присутствие на TV (деньги то у его сторонников) НЕ ПОЛУЧИЛ. С уважением Ю.

Навигатор: KUF пишет: Честно говоря меня коробит ветка "Суворова-Резуна", здесь на форуме собрались умные люди, я даже не побоюсь слова ЭЛЛИТА. Ну неужели хотя бы им не понятно, что никакой майор-перебежчик ничего подобного написать в принципе не мог. это обыкновенный оперативник-костолом, и какие-то аналитические потуги ему в принципе противопоказаны. Обсуждаем не столько Суворова, сколько "эффект Суворова" и поднятую им волну. KUF пишет: В свое время я имел пространную беседу с одним из издателей - выпустившиего 100 тысячным тиражем "Ледокол", все мои аргументы разбивались об один ФАКТ - западный фонд (увы анонимный) отстегнул более 5 млн. баксов на 100 000 издание (при таком раскладе в прибыль шли, как минимум более 1 млн.). С учетом качества и формата "ледоколов", что печатались здесь в России, я могу вам дать примерную стоимость тиража в 100.000 экземпляров. В зависимости от типографии (разлет большой) она будет колебаться от 90 до 170.000 долларов США. Это я по самому максимуму посчитал. С учетом на какой помойной бумаге обычно печатали Суворова! Так что издатель вас запутал и был не честен. Либо вообще, не при делах. Я не считал т.н. авторский гонорар. Но он редко составляет больше 50% потраченных на издание. KUF пишет: Простите за "старческое брюзжание", но честно говорю - наболело. В начале 1990-х я подрался в прямом эфире питерского TV канальчика с одним таким "знатоком". Полностью проиграв на интелектуальном фронте, он решил прибегнуть к "кулачному праву", расчитывая на свое примерно 25-летнее возростное приемущество. Бедолага не знал, что у меня черный пояс и второй дан по Ашихара-Каратэ. Осс!!! KUF пишет: После месячного лечения он полгода таскал меня по судам, но ничего, кроме табу на мое присутствие на TV (деньги то у его сторонников) НЕ ПОЛУЧИЛ. С уважением Ю. Если хотите продолжать по этому вопросу, то лучше в теме про Резуна. Спасибо.

KUF: Навигатор пишет: продолжать в теме про Резуна. Не буду даже с пистолетом у затылка. Исключительно из соображений личной гигиены, мне сиё совершенно не итересно, а главное я человек весьма брезгливый, там нет ни аргументов ни фактов, а сплошная лажа, рассчитанная на среднестатистического пипла, который "всё схавает", лишь бы упаковочка была поярче. Вышла пара очень неплохих книг настоящих спецов типа А. Исаев "Антисуворов, или большая ложь маленького человечка", где с документами и конкретными примерами разобраны все "потолочные факты" и передергивания Резуна (простите - МИ-6, сей убогий человечишка к этим публикациям причастен только предоставлением британским спецслужбам своего имени), всё разложено по полочкам. А еще лучше прочитайте книгу профессора Н. Л. Волковского "Информационные войны" в 2 томах. Это декан журфака ЛГУ (простите СПГУ) доктор исторических и филологический наук. Вся его научная деятельность посвещена информационной безопасности государства. Или публикации в ВЕЧЕ одного из французских журналистов. Он лет 30 занимается вопросами "втюхивания" пиплу нужной информации - великолепные книги. Знаете, когда владеешь такой информацией, то очень многое становится ясно, даже при прочтении первых строк, того или иного издания. Посему это мой последний пост по теме сего мерзавца. А ему лично я очень советую перечитать, или прочесть первый раз (что скорее всего так и есть) "Божественную комедию" Данте. Там очень хорошо описано, что Господь делает на том свете с предателями всех мастей. Ю.

Ктырь: Читаю ветку с удовольствием. Меня очень впечатлили гаубицы на А-В мониторах. В смысле того что это очень здравое решение!

KUF: Ктырь пишет: впечатлили гаубицы на А-В мониторах Меня тоже, особенно башенный вариант. С уважением Ю.

KUF: Вот вид с кормы австрийского монитора, как раз видны башни с 120-мм гаубицами. Основные ТТХ гаубицы: длина ствола - 1,24 м, масса снаряда - 20 кг, начальная скорость снаряда - 300 м/с, угол возвышения - 47 гр. Впрочем, гаубица обычно использовалась как пушка, так как стрельба по закрытым целям с мониторов производилась очень редко. С уважением Ю.

KUF: Итак, продолжим про Дунайскую флотилию. Патрульные корабли Вельс" ("i"), "Барш" ("m"), "Компо" ("n"), "Виза" ("о") («Wels», «Ваrsch», «Соmpo» и «Viza»). Водоизмещение 133 т, основные размерения 44x6x1 м. ПТ- 2, 2 ПК, 1200 л.с. скорость 15 уз. Броня: борт 8 мм, палуба 6 мм, рубка 10 мм. Экипаж – 40 человек. Вооружение: четыре 66-мм/26 орудия, четыре пулемета. Построены заводом ДанБ в 1915-1916 гг. под литерными обозначениями, сразу по вступлении в строй получили имена собственные. Первые речные суда с паротурбинной ЭУ. На испытаниях развили скорость 18,5 уз. В 1918 г. на Черном море использовались как тральщики. После окончания войны "Вельс" и "Виза" стали венгерскими "Сегетом" и "Кечкеметом", остальные два остались в Австрии под прежними названиями, но в 1927-1929 гг. проданы Венгрии ("Компо" переименован в "Дьер", "Барш" — в "Байя"). С уважением Ю.

KUF: Патрульные корабли типа "Штёр" — 2 + 1 ед. "Штер" ("p"), "Лахс" ("g"), "r" Водоизмещение 140 т, основные размерения 45,5x6x1 м. ПТ-2, 2 ПК, 1400 л.с. скорость 16 узлов. Броня: борт 10 мм, палуба 6 мм. Экипаж 42 чел. Вооружение: 2 – 75 мм/30 пушки, 6 пулеметов. Оригинальные речные патрульные корабли с паротурбинной ЭУ. Заложены на заводе ДанБ в 1916-1917гг. под обозначениями "p", "g" и "r"; первые два вошли в строй в августе 1918 г., третий не достроен. По существу представляли собой увеличенный вариант кораблей типа "Вельс" с новыми пушками в одноорудийных башнях, способными вести огонь по воздушным целям. После войны "Лахс" достался Венгрии (назывался "Комаром", затем "Дебрецен"), "Штер" — Австрии, но в 1927 г. тоже продан Венгрии (получил название "Сорпон"). PS. Эти корабли в разных источниках именуют и канонерками и бронекатерами и патрульными кораблями, но, на мой взгляд, наиболее справедливо последнее название. Для БК они слишком велики, а для канонерок – орудия маловаты. С уважением Ю.

KUF: Сторожевые корабли (у некоторых авторов бронекатера) типа «Чука» («Фогаш» («i») и «Чука» («к»)) («Fogar» и «Czuka»). Водоизмещение – 60 т, основные размерения – 36х4,6х0,9 м, мощность – 800 л.с. (ПМ – 2, 2 ПК), скорость – 12 узлов. Броня: до 5 мм. Экипаж – 27 человек. Вооружение: одно 66-мм/30 орудие, два пулемета Построены в Будапеште в 1915–1916 гг., в 1916 г. получили имена собственные. После окончания войны «Фогаш» сначала находился в Австрии, а в 1927 г. был продан Венгрии и переименован в «Гедело». «Чука» в 1920 г. стала венгерским «Сефок», но в 1929-м ее поменяли на австрийский «Барш». В Австрии «Чука» получила название «Бираго». С уважением Ю.

tramp: KUF пишет: Обе эти книги (вернее их тексты) есть у меня в э/виде. Если хотите могу сбросить на ваш mail. А можно попросить о том же? KUF пишет: Если я вам еще не совсем надоел, то после завершениния материалов по Дунайской флотилии, а еще стоит поговорить и о канонерках А-В, можно немного пройтись и по этой интереснейшей теме. Еще раз повторяю, буду открывать эту ветку только при наличии консенсунса на форуме. Поддерживаю предложение о данной ветки, о речниках так мало обсуждений. KUF пишет: В противном случае они бы перехватили "пальму первенства" (самый сильный речной корабль) у амурских "Тайфунов". Ну у нас тоже были проекты мониторов и других речных кораблей, Черников недавно в Гангуте статью о проекте 120-мм (2х1-120-мм пушек) плавбатерии, разработанной белыми (ну как есть) как развитие проектов канонерок Военного Ведомства. KUF пишет: В начале 1990-х я подрался в прямом эфире питерского TV канальчика с одним таким "знатоком". Полностью проиграв на интелектуальном фронте, он решил прибегнуть к "кулачному праву", расчитывая на свое примерно 25-летнее возростное приемущество. Бедолага не знал, что у меня черный пояс и второй дан по Ашихара-Каратэ. После месячного лечения он полгода таскал меня по судам, но ничего, кроме табу на мое присутствие на TV (деньги то у его сторонников) НЕ ПОЛУЧИЛ.

KUF: Бронекатера типа "f" ("е", "f", "g", "h"). Водоизмещение – 15 т, размеры – 18,3х2,7х0,8 м, мощность – 350 л.с. (бенз. – 3), скорость – 22 уз. Броня до 5 мм. Экипаж – 7 человек. Вооружение – два пулемета. Всего в 1907—1910 гг. построено 4 еди¬ницы («е» и «f» — фирмой «Ярроу» «g» и «h» — ДанБ), но головной катер списан в 1913 г. Бронекатер "g" затоплен экипажем у Панчовы 9.9.1914, два оставшихся активно участвовали в боевых действиях. В 1916 г. "f" и "h" переименованы соответственно в "Штер" и "Лахс", в 1917 г. — в РМ-1 и РМ-2. В том же году перевезены на Адриатику и перевооружены (один пулемет заменен на 37-мм автоматическую пушку). С уважением Ю.

KUF: Вот тоже Австро-Венгерской постройки, но строили его не для себя.... С уважением Ю.

KUF: Монитор "Бодрог" С уважением Ю.



полная версия страницы