Форум » 22 июня 1941-1945 » Советское военное планирование в предвоенный период (продолжение) » Ответить

Советское военное планирование в предвоенный период (продолжение)

Админ: Советское военное планирование в предвоенный период (продолжение)

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

marat: gem пишет: Полк. запаса П.Н.Бобылев (к.и.н.) Звания не гарантируют компетентности. Вон министр дин и что?

прибалт: marat пишет: 8-я сад имеет 64 штурмовика и 128 истребителей. Всего 192 самолета. Но 132 экипажа. Даун солонин с гемом в придачу считает 192 самолета. Кто-то посчитает 132 самолета с экипажем. На самом деле в каких-то полках летчиков больше - самолетов меньше, в каких-то самолетов больше летчиков. В итоге правильный ответ менее 132 боеготовых самолета с экипажами на 22.06.1941 г. Прекрасный пример! У меня немного другие данные В 8-й САД всего: МиГ-1/3 - 113 самолетов, И-153 - 100, И-16 - 23. Однако если убрать неисправные самолеты, неподготовленных и неумеющих летать на конкретных видах самолетах летчиков, получаем: МиГ-1/3 - 67, И-153 - 72, И-16 - 11. Вот такая арифметика.

marat: gem пишет: Троллит, господа. Что вам остается, троллите. Или страуса изображайте.


marat: gem пишет: Не берите в голову. Планы ГШ даже в несчастном Гондурасе - обязательно многоуровневые. Не говоря уж об СССР. Я и пишу - откуда СОУ минометной батареи знать такие вещи.

Jugin: прибалт пишет: Прекрасный пример! У меня немного другие данные В 8-й САД всего: МиГ-1/3 - 113 самолетов, И-153 - 100, И-16 - 23. Однако если убрать неисправные самолеты, неподготовленных и неумеющих летать на конкретных видах самолетах летчиков, получаем: МиГ-1/3 - 67, И-153 - 72, И-16 - 11. Вот такая арифметика. Причем принципиально неверная. Летчик, умеющий летать на МиГе, совершенно спокойно может сделать второй вылет на самолете, приписанный летчику, который не умеет летать на МиГе, пока его самолет готовится к следующему вылету. Или когда его самолет получил повреждение и требует ремонта. А цифра в 13 МиГов минус неисправные на утро 22 июня говорит о том, с какой интенсивностью и с какой нагрузкой могут летать летчики. А вот цифра 67 МиГов говорит о неумении командования организовать боевые вылеты в военное время и учебу в мирное. И не более того.

прибалт: Jugin пишет: Причем принципиально неверная. Летчик, умеющий летать на МиГе, совершенно спокойно может сделать второй вылет на самолете, приписанный летчику, который не умеет летать на МиГе, пока его самолет готовится к следующему вылету. Или когда его самолет получил повреждение и требует ремонта. А цифра в 13 МиГов минус неисправные на утро 22 июня говорит о том, с какой интенсивностью и с какой нагрузкой могут летать летчики. А вот цифра 67 МиГов говорит о неумении командования организовать боевые вылеты в военное время и учебу в мирное. И не более того. Очень верная. Летчиков, переученных летать на МиГах переводили в формируемые полки на вышестоящие должности. самолетов в этих полках либо не было вообще, либо были небоеспособные, либо было мало старых моделей. взамен в эти полки прибывали летчики выпуска осени 1940 года, которых успели научить летать на старых самолетах, либо летчики выпуска весны 1941, которые вообще летать не умели. Кроме этого перед войной шло рассредоточение самолетов, значит летчики должны были перегнать одни самолеты, а потом на автобусе поехать за другими?

Jugin: прибалт пишет: Очень верная. Летчиков, переученных летать на МиГах переводили в формируемые полки на вышестоящие должности. самолетов в этих полках либо не было вообще, либо были небоеспособные, либо было мало старых моделей. взамен в эти полки прибывали летчики выпуска осени 1940 года, которых успели научить летать на старых самолетах, либо летчики выпуска весны 1941, которые вообще летать не умели. Пардон, но какое отношение к числу самолетов имеет неумение организовать учебу в мирное время? И к тому, что в полках, где были летчики, обученные летать на МиГах, не было самих МиГов? К тому же Вы противоречите самому себе: порядка 67 летчика, умеющих летать на МиГах и примерно 67 самих МиГов все же было? И эти летчики не были переведены на вышестоящие должности. Но даже в Вашей интерпретации это все пример неимоверного неумения организовать нормальную работы: летчики без самолетов, летчики не умеют летать. И это не что-то, не зависящая от человека, а действия совершенно конкретных людей, которые не умеют управлять ВВС. прибалт пишет: Кроме этого перед войной шло рассредоточение самолетов, значит летчики должны были перегнать одни самолеты, а потом на автобусе поехать за другими? Вы что хотите сказать? Что большая часть авиации была рассредоточена на разных аэродромах, а летчики при этом находились где-то в другом месте? Можете пояснить?

прибалт: Jugin пишет: Пардон, но какое отношение к числу самолетов имеет неумение организовать учебу в мирное время? И к тому, что в полках, где были летчики, обученные летать на МиГах, не было самих МиГов? Я разве писал о причинах? Я написал о статистике. Jugin пишет: К тому же Вы противоречите самому себе: порядка 67 летчика, умеющих летать на МиГах и примерно 67 самих МиГов все же было? И эти летчики не были переведены на вышестоящие должности. Но даже в Вашей интерпретации это все пример неимоверного неумения организовать нормальную работы: летчики без самолетов, летчики не умеют летать. У меня нет интерпретации, а есть общее количество самолетом и количество самолетов на которых реально можно было вести боевые действия. Jugin пишет: Вы что хотите сказать? Что большая часть авиации была рассредоточена на разных аэродромах, а летчики при этом находились где-то в другом месте? Можете пояснить? В некоторых полках именно так и было.

stalker 716: прибалт пишет: есть общее количество самолетом и количество самолетов на которых реально можно было вести боевые действия. Да, да, да. Все танки у которых должно быть ТО1 считаем не готовыми к бою.

Jugin: прибалт пишет: У меня нет интерпретации, а есть общее количество самолетом и количество самолетов на которых реально можно было вести боевые действия. Так оно неправильное, ибо почему-то учитывает количество обученных летчиков, а не количество исправных на данный момент самолетов. Большее количество самолетов, чем количество летчиков, это всего лишь возможность летчиков более интенсивно летать. прибалт пишет: В некоторых полках именно так и было. Что лишний раз подтверждает крайне низкий уровень руководства ВВС РККА. Единственное, что утешает, что все же в некоторых. Правда, это указывает и на низкий уровень управления авиацией во время боевых действий.

прибалт: Jugin пишет: Так оно неправильное, ибо почему-то учитывает количество обученных летчиков, а не количество исправных на данный момент самолетов. Большее количество самолетов, чем количество летчиков, это всего лишь возможность летчиков более интенсивно летать. Времени для подготовки самолета к новому полету требуется немного. Летчик тратит его для отдыха и получения боевой задачи. Поэтому Ваше предложение воевать летчику на двух самолетах не существенно. Jugin пишет: Что лишний раз подтверждает крайне низкий уровень руководства ВВС РККА. Единственное, что утешает, что все же в некоторых. Правда, это указывает и на низкий уровень управления авиацией во время боевых действий. Низкий уровень руководства, слабая система управления и обеспечения. Много чего.

marat: Jugin пишет: Пардон, но какое отношение к числу самолетов имеет неумение организовать учебу в мирное время? Война случилась внезапно. Впрочем, вы можете считать что готовились к 6.07.1941 г

marat: Jugin пишет: И к тому, что в полках, где были летчики, обученные летать на МиГах, не было самих МиГов? Ну вы предупреждайте что интересуетесь сферическим конем в вакууме, а не реальными событиями.

marat: stalker 716 пишет: Да, да, да. Все танки у которых должно быть ТО1 считаем не готовыми к бою. Одна извилина, и та от фуражки. Все самолетытанки, на которые нет экипажа, считаем бесполезными.

marat: Jugin пишет: Так оно неправильное, ибо почему-то учитывает количество обученных летчиков, а не количество исправных на данный момент самолетов. Большее количество самолетов, чем количество летчиков, это всего лишь возможность летчиков более интенсивно летать. Да, да, летчик же коммунист!

прибалт: marat пишет: Да, да, летчик же коммунист! +5

Jugin: прибалт пишет: Времени для подготовки самолета к новому полету требуется немного. Летчик тратит его для отдыха и получения боевой задачи. Поэтому Ваше предложение воевать летчику на двух самолетах не существенно. Времени на подготовку тратится немного, гораздо больше времени тратится на исправление неисправностей, которые во всех самолетах всех стран возникают регулярно и составляют до 50% от общего числа потерь. И на ожидание нового самолета, вместо подбитого. И это время сокращается до нуля, если есть свободные самолеты на аэродроме. прибалт пишет: Низкий уровень руководства, слабая система управления и обеспечения. Много чего. Вот именно.

Lob: Рассуждая о соотношении самолетов и экипажей, надо иметь ввиду, что шло перевооружение. Именно отсюда такое несоответствие между количеством самолетов и экипажей - после переобучения старые машины должны были быть отданы в другие части. Здесь упускается из виду один момент. Самолеты поступали в часть по железной дороге, упакованные на заводе. Часть самолетов распаковывали, готовили и учились на них летать. Часть самолетов ( а это именно МИГи) на начало войны так и стояла в заводской упаковке. Известный Миша Т как-то оговаривался, что в одном полку 9-й сад 22-го треть МИГов стояла в заводской упаковке. Там и остались.

прибалт: Lob Это верно, МиГи на которых не было готовых летчиков или были неисправны, остались также на аэродромах. Просто изначально речь шла о соотношении: теоретическом и реальном.

Lob: Еще одно. Отличие авиации от сухопутчиков в определении местоположения противника. У сухопутчиков просто : "вон смотри на том конце поля". Летчикам надо дать точный квадрат и сигналы опознавания свой-чужой. Без этого толку от них никакого. Поэтому, несмотря на огромное количество истребителей, толку от них не было. Не знали куда лететь и что делать. В отличие от немцев, которые методично работали по выявленным аэродромам, наши истребители просто поднимались в воздух и дежурили звеньями около своего аэродрома. Если прилетали немцы, был бой, если нет, садились, взлетали следующие. Огромное количество боевых вылетов, толку чуть. Бомбардировщики худо-бедно бомбили по немецкой территории, потому что не знали, где линия фронта. Потому наши войска своей авиации не видели. При такой разнице в эффективности боевых вылетов мог быть только разгром, несмотря на соотношение сил.

Lob: Jugin пишет: Времени на подготовку тратится немного, гораздо больше времени тратится на исправление неисправностей, которые во всех самолетах всех стран возникают регулярно и составляют до 50% от общего числа потерь. И на ожидание нового самолета, вместо подбитого. И это время сокращается до нуля, если есть свободные самолеты на аэродроме. У Солониа в хронологиях упоминается, что несколько летчикво КОВО 22-го совершили по четыре боевых вылета. Это именно в тех полках, где самолетов было намного больше летчиков. Они явно летали в этот день на разных самолетах.

Закорецкий: прибалт пишет: Просто изначально речь шла о Вообще-то по названию ветки изначально речь должна идти о планах. Но тут набежали известные троли и так затроллили тему, что она успешно и благополучно превратилась в качественный срачЪ. Причем, многокилометровый. Вон - полистайте страницы назад и посмотрите для примера, как тут ведет себя marat. Он старается не в одном посте выложить некую мысль, а старается накидать побольше ОТДЕЛЬНЫХ постов (абы про что, но длинной в одно-два предложения). С какой целью? С понятной: чтобы посты выше (в которых какие-то мысли таки возникают) благополучно и побыстрей сваливали бы в архив ветки. Ибо на любой текст поста добавляется немаленькое место по его оформлению (выше, ниже). Чистый троллизм!! Т.е. какое-либо внятное обсуждение здесь уже невозможно. СОВЕТ ДНЯ: вы еще проблему смены формы одежды не обсудили (до конца 1942 г.):Но перейдем к следующему предложению цитаты на стр. 74 ("1-го тома"): "Опыт боевых действий в период Советско-финляндской войны выявил несовершенство принятой в Красной армии формы одежды, поэтому накануне Великой Отечественной войны принимались меры по ее улучшению". Опять в очередной раз озвучиваются слова о каких-то проблемах в армии! Еще в ней что-то было НЕ ТАК! В данном случае к 1941 г. оказалась "неправильной" и форма. В чем же заключалось ее "несовершенство"? Разве в прежних фасонах она не позволяла вести боевые действия? Странно, в Гражданскую войну победили при еще худших условиях. Во что только не одевались тогда бойцы и командиры Красной Армии! И в красные шаровары, и в кожаные куртки, и в галифе с начесом. Лишь к концу войны начало возникать некое единообразие, которого хватило для последовавших побед. В том числе на Хасане и на Халкин-Голе. А в 1941 г.? "Несовершенная"! И в чем же это выразилось? Оказывается, в том, что "в январе 1941 г. было принято решение об установлении единой формы одежды для всех родов войск по крою и цвету (защитному). Завершение перехода на новую форму одежды с учетом возможностей производственной базы ожидалось не ранее октября 1942 г., поэтому ...". Ну и что "поэтому"? Разве "в том числе" "поэтому" РККА и не смогла эффективно воевать летом 1941 г.? Галифе оказались не того покроя? Гимнастерки не везде правильного цвета? Потому и не смогли попадать в противника? Оказывается, не совсем так. "Поэтому армия вступила в войну в обмундировании различного покроя и расцветки". Очень важная причина! В красных шароварах что ли солдаты армии вступили в войну? Вперемежку с синими? Можно ли где-то об этом почитать? Можно. В совсекретном "Постановлении N: 129-55сс СНК СССР и ЦК ВКП(б) 18 января 1941 г". Т.е. "правительства" и "партии". За подписями Молотова и Сталина. Действительно, в его преамбуле говорится о "многообразии формы одежды, существующей в мирное время", которое надо ликвидировать с целью "приближения ее к форме военного времени". К войне надо было готовиться, а не красоваться разнообразием перед гражданскими лицами! Война – это не игра в бирюльки! И не для обнимания с девушками на танцплощадках! В полях-лесах форма должна помогать прятаться от противника. Поэтому со снабжения снимались ее следующие варианты: "а) особая форма одежды казачьих частей (донцы, кубанцы, терцы); б) открытый френч для воздушных сил и автобронетанковых войск; в) фуражка на летнее время для курсантов военныхучилищ, младшего начальствующего и рядового состава; г) башлык; д) краги для начальствующего и рядового состава; е) окантовка хлопчатобумажного обмундирования и суконных пилоток для начсостава по родам войск". Очень большое разнообразие было к январю 1941 г.! Интересно, какой процент составляли казачьи части от всей РККА? Можно предположить, что не особо большой. Учитывая, что всех кавалерийских частей по новому мобплану февраля 1941 г. должны были развернуть ... (э-э-э... в начале документа N: 272 кавалерия вообще не упомянута). Лишь в разделе "XVI. Запасные части" говорится про 4 запасных кавалерийских полка. А дальше есть сообщение, что на год войны потребуется рядовых и сержантов кавалерии 68000 чел. Плюс 4000 начсостава – примерно 6 дивизий. На всего 303 дивизии РККА? Менее 2%. Но возможно, "казачьи части" – это не вся кавалерия? Между прочим, до Постановления ЦИК СССР от 20 апреля 1936 г. "О снятии с казачества ограничений по службе в РККА", "казаков" в Красной Армии не было. Лишь в соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N: 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих (до пяти). Тогда же в 1936 г. для них была утверждена и парадная форма. И она каким-то образом помешала воевать с немцами в 1941 г.? А каким же образом помешал повседневно-парадный "открытый френч" для летчиков и танкистов с галстуком? Не всегда ж офицерам ходить в наглухо застегнутой гимнастерке! Или им галстук не позволял залазить в башню танка (в кабину истребителя)? Кто ж в галстуке в танк будет залазить? А в увольнение в воскресенье в чем идти? В той же гимнастерке (после танка)? Тогда проще в "гражданку" переодеться. Но ее придется купить за свои деньги. И при этом сэкономится государственная ткань на отмененные френчи. Видимо, и отмена фуражек для тысяч курсантов, сержантов и массы рядовых вполне могла принести некоторую экономию тканей. Как и башлык с крагами. Знаете, что это такое? Интернет объясняет, что башлык (тюрк. "наголовник") - это суконный остроконечный капюшон, который надевают в непогоду поверх какого-либо головного убора. Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. В некоторых регионах башлыком в просторечье называют любой капюшон. В те годы, видимо, играл роль складного зонтика. Короче - как "буденовка". А краги в то время - это кожаные голенища на всю длину ноги, которые закреплялись на ней ремнями. Использовались всадниками для защиты ног при езде верхом. Ремни для застёгивания краг находились с внешней или задней стороны ноги (противоположной боку лошади). Например, крагами пользовался герой Никиты Михалкова в детективном фильме "Собака Баскервилей". Но в СССР к 1941 г. кожи не хватало на миллионы обычных сапог. А так как кавалерия уже уступала свою роль мото-мех. войскам, то отмена краг вполне понятна. Не время "форсить" в крагах на танцплощадках. СССР – это не США времен "Дикого Запада" – пора отменять. Ну и окантовка пилоток лишь удорожала и усложняла их производство, действительно являясь излишеством в военное время. Вот и все "различия" в военной форме тех лет. Сильно они могли понизить боеготовность войск? Вряд ли. Разве что помогали немножко сэкономить. Причем, действительно, срок выполнения указанных изменений устанавливался к концу 1942 г. Но это не означало, что до него армия окажется голой и босой – на этот период вполне могли покрасоваться и во френчах с крагами. И другая фраза тоже сформулирована неправильно: "На снабжение армии стали поступать стальные шлемы (каски), шапки-ушанки, пилотки, плащ-палатки, маскировочные халаты, специальное обмундирование для лыжников.". Каски, шапки-ушанки, пилотки, плащ-палатки были известны задолго до Советско-финляндской войны. .....

marat: Jugin пишет: Времени на подготовку тратится немного, гораздо больше времени тратится на исправление неисправностей, которые во всех самолетах всех стран возникают регулярно и составляют до 50% от общего числа потерь. Вам осталось провести небольшое исследование на предмет частоты возникновения и времени устранения неисправностей. Всего-то.

marat: Закорецкий пишет: С понятной: чтобы посты выше (в которых какие-то мысли таки возникают) благополучно и побыстрей сваливали бы в архив ветки. Как тонко подмечено. Именно с этой целью, а не показать несуразность пишущего.

gem: marat пишет: Сказать-то вам нечего Господа, я утомительно долго общался с этим существом, поэтому перевожу с троллячьего: "Сам дурак !!!!" или, в более цивилизованной форме, "Мы б вам исчо дали, если б вы нас догнали ... " Выпоротому по всем выпачканным им вопросам (о боеготовых танках, об играх в ГШ, о...) - ему неймется, в чем он находит неграмотную поддержку прибалта, реакцию которого на фамилию "Солонин" можно в учебник вставлять. По физиологии. Что ж - буду бить. За подлую ложь. За напыщенность и профнепригодность человека, считающего себя историком. Как говорил один известный Шурик: "надо, Федя, надо".

прибалт: gem пишет: поддержку прибалта, реакцию которого на фамилию "Солонин" можно в учебник вставлять. По физиологии. Нормальное у меня отношение к Солонину. Изредка перечитываю. Ржу.

Jugin: прибалт пишет: Lob Это верно, МиГи на которых не было готовых летчиков или были неисправны, остались также на аэродромах. Просто изначально речь шла о соотношении: теоретическом и реальном. НЕ может быть МиГов, на которых нет летчиков, готовых на них летать, но есть неисправные, на которых летать нельзя. И таких на начало войны, по мнению Мельтюхова, было около 20% - 8 974 самолета (из них 7 593 исправных). Плюс ставшие неисправными уже в ходе боевых действий. Так по немецким данным немцы 22 июне потеряли погибшими 63 самолета (по разным причинам) и 104 получили повреждения. И вот чтобы летчики этих 104 поврежденных самолетов могли тоже летать, как и летчики советских неисправных почти полутора тысяч и нужны те самолеты, которые на 22 июня были без экипажа. Не понимаю, неужели это так сложно? Lob пишет: У Солониа в хронологиях упоминается, что несколько летчикво КОВО 22-го совершили по четыре боевых вылета. Это именно в тех полках, где самолетов было намного больше летчиков. Они явно летали в этот день на разных самолетах. Ну вот и пример того, как превышение количества самолетов над количеством летчиков приводит к увеличению интенсивности полетов. О чем я и говорил. Lob пишет: Здесь упускается из виду один момент. Самолеты поступали в часть по железной дороге, упакованные на заводе. Часть самолетов распаковывали, готовили и учились на них летать. Часть самолетов ( а это именно МИГи) на начало войны так и стояла в заводской упаковке. Известный Миша Т как-то оговаривался, что в одном полку 9-й сад 22-го треть МИГов стояла в заводской упаковке. Там и остались. А что помешало их распаковать? И до 22 июня и в первые часы 22 июня? Это сугубо проблема руководства ВВС, которое было не в состоянии распорядиться полученной техникой. Если так и было.

прибалт: Jugin пишет: НЕ может быть МиГов, на которых нет летчиков, готовых на них летать, но есть неисправные, на которых летать нельзя. И таких на начало войны, по мнению Мельтюхова, было около 20% - 8 974 самолета (из них 7 593 исправных). Плюс ставшие неисправными уже в ходе боевых действий. Так по немецким данным немцы 22 июне потеряли погибшими 63 самолета (по разным причинам) и 104 получили повреждения. И вот чтобы летчики этих 104 поврежденных самолетов могли тоже летать, как и летчики советских неисправных почти полутора тысяч и нужны те самолеты, которые на 22 июня были без экипажа. Не понимаю, неужели это так сложно? Не чем не могу помочь. Попытайтесь сосредоточиться, может и поймете. Например 31-й ИАП базировался в Каунасе и имел 52 МиГ-1/3, но 30 летчиков умеющих на них летать. К обучению их боевого применения, кстати еще эти летчики не приступали. Ну это уже наверное слишком сложно. Поэтому 1, 2 и 3 эскадрилье перед войной, 18 июня перебазировались в Кармелаву. 15-й ИАП тоже имел 61 МиГ-1/3 и аж 14 пилотов, умеющих на них летать. Поэтому 1 эскадрилья (МиГи) перелетела в Поцунай, 2 Э (И-153) в Винчай. 3 и 4 Э остались в Каунасе.

gem: Началось все с этой лжи и подтявкивающей ей некомпетентности: прибалт пишет: marat пишет:  цитата: 8-я сад имеет 64 штурмовика и 128 истребителей. Всего 192 самолета. Но 132 экипажа. Даун солонин с гемом в придачу считает 192 самолета. Кто-то посчитает 132 самолета с экипажем. На самом деле в каких-то полках летчиков больше - самолетов меньше, в каких-то самолетов больше летчиков. В итоге правильный ответ менее 132 боеготовых самолета с экипажами на 22.06.1941 г. Прекрасный пример! У меня немного другие данные В 8-й САД всего: МиГ-1/3 - 113 самолетов, И-153 - 100, И-16 - 23. Однако если убрать неисправные самолеты, неподготовленных и неумеющих летать на конкретных видах самолетах летчиков, получаем: МиГ-1/3 - 67, И-153 - 72, И-16 - 11. Вот такая арифметика. Арифметика, никоим образом не относящаяся к тому, что, как и каким образом МС считал. Тролль же не расколется на источник своей клеветы? Во-первых, оболганный МС не считает (не оценивает численно) боеготовность конкретной 8-й САД. Его книги - не справочники. У них совершенно другая задача. (Прибалт по привычке, не понимая, о чем идет речь - из постсоветской своей заскорузлости клюет на троллячий вброс "о Солонине" с дикими обвинениями в адрес МС, усеянными произвольно взятыми откуда-то числами самолетов в 8-й). О 8-й МС говорит в "Другой хронологии катастрофы" (отрывок далее приведен полностью)

gem: Отрывок: 8-я САД Главной ударной силой истребительной авиации Северо-Западного фронта должна была стать 8-я САД. Эта дивизия, хотя и называлась «смешанной», состояла из четырёх истребительных полков («старые» кадровые 15-й ИАП и 31-й ИАП, новые формирующиеся 236-й и 240-й) и одного штурмового авиаполка (61-й ШАП), по полной штатной норме вооружённого истребителями И-153 (причём самых последних заводских серий). 15-й ИАП (один из старейших в ВВС СССР) в полном составе участвовал в «зимней войне» против Финляндии, многие лётчики полка имели боевой опыт войны в Испании и Китае; 15-й и 31-й полки в числе самых первых (ещё в январе 1941 г.) начали перевооружение на новые «миги»( Именно с 8-й САД связан известный трагический эпизод: 10 апреля 1941 г. звено (три МиГ-3) из состава 31-го ИАП было поднято для перехвата немецкого высотного разведчика, нарушившего границу западнее Каунаса. На большой высоте (т.е. при пилотировании капризного и малоустойчивого «мига» на больших углах атаки) все три истребителя сорвались в штопор, в результате чего было безвозвратно разбито два самолёта и погиб мл. лейтенант Евтушенко.) Даже не принимая во внимание два формирующихся полка, не учитывая множество устаревших И-15, загромождавших аэродромы 8-й САД, на вооружении дивизии было 100 «мигов», 76 «чаек» и 25 «ишаков» (и это по самым минимальным оценкам, во многих документах и исследованиях приводятся большие цифры). Было на чём воевать, было и кому воевать – в дивизии числилось от 130 до 160 лётчиков (по отчётам и сводкам штабов полков, дивизии и ВВС фронта). Дивизия развёртывалась в центре боевого порядка ВВС фронта (в полосе Каунас, Кармелава, Кейданы), на примерно равном расстоянии от двух основных точек приложения усилий бомбардировочной авиации СЗФ – районов Тильзит и Сувалки, причём расстояние это не превышало 150 км, что теоретически позволяло любому истребителю сопровождать бомбардировщики на всём протяжении маршрута до цели. Практически же соответствующие приказы поступили в 15-й ИАП и 31-й ИАП не позднее 11 часов утра 22 июня. Однако ничего, предусмотренного приказами, да и всеми предвоенными наставлениями, не произошло, и бомбардировщики Северо-Западного фронта остались без прикрытия. Сразу же отмечу, что простыми способами – взять документы соответствующих штабов и прочитать – выяснить реальные причины и обстоятельства разгрома 8-й САД не удаётся. Оперативная сводка штаба 8-й САД с номером «один» появляется лишь в 10 часов вечера… 25 июня! (73) Приказ командира 8-й САД с номером 01 датирован 26 (двадцать шестого) июня и имеет весьма красноречивое название: «О мероприятиях по сбору, восстановлению и сколачиванию частей 8 АД – приведении их в боеспособное состояние». В качестве одного из таких «мероприятий» полковник Гущин требует «жесточайше вести борьбу с непроверенными слухами, влекущими панику, вплоть до применения оружия». (74) Правды ради надо отметить, что есть ещё Боевое распоряжение (б/н) командира 8-й САД, подписанное в 23.30 25 июня. (75) Если верить документу, штаб 8-й САД находился к тому времени на аэродроме Платоне (165 км к северу от места довоенной дислокации в г. Каунас). Первая из имеющихся (б/н, но с Исх. № 01) оперативных сводок штаба 31-го ИАП составлена в 17.00 26 июня, и к этому моменту полк уже перебазировался на аэродром Рига. (76) Боевых документов за 22, 23, 24 июня мне обнаружить не удалось. Информационный вакуум с неизбежностью заполняется, заполняется домыслами, а домыслы послушно воспроизводят привычные штампы советского агитпропа: «Всё было ненадёжное, неисправное и поломанное, а история отпустила нам мало времени». Так, в уже далёком 1994 г. Игорь Гуляс опубликовал большую статью под названием «Победы советских лётчиков первого дня войны». (77) Статья представляла собой весьма подробную и добротную компиляцию журнальных статей и мемуаров советской эпохи и на тот момент могла считаться одной из лучших в своём роде; в последующие годы работу И. Гуляса нещадно цитировали и переписывали, не всегда – с кавычками и указанием автора. По поводу боевых действий 31-го ИАП там было сказано следующее: «31-м ИАП командовал Путивко, полк имел 37 «мигов», но 24 из них в то утро оказались не исправны. Очевидно, это и стало причиной того, что командир полка в одиночку вёл бой против 6 – 7 самолётов противника». Единственное, что тут бесспорно соответствует реальности, – это фамилия командира полка. 31-м ИАП действительно командовал майор П. И. Путивко (ветеран воздушных боёв в Испании, награждён двумя орденами Красного Знамени). Удивления достойна уже странная арифметика, в рамках которой 37 – 24 = 1 (на этот парадокс я обратил внимание читателей ещё в самом первом издании «Аэродромов»). (78) Сам Гуляс после приведённой выше фразы даёт ссылку на источник – это известная публикация «Военно-исторического журнала» «Первые дни войны в документах» (1989 г.), где среди прочих документов был опубликован и доклад Начальника управления политпропаганды СЗФ бригадного комиссара Рябчего. Доклад датирован 23 июня (хотя в тексте есть слова «части ВВС фронта в течение двух дней войны вели бои» и констатация того, что «при перебазировании много самолётов было просто оставлено на аэродромах или уничтожено своим же лётно-техническим составом»; скорее всего, реальная дата составления была более поздней) и свидетельствует о том, что товарищ Рябчий плохо ориентировался в ситуации. Так, он сообщает, что «для оказания помощи гражданским организациям в ликвидации бандитских групп в г. Вильно направлен инструктор Управления политпропаганды»; хотелось бы надеяться, что этот приказ не был доведён до исполнителя, ибо утром 24 июня партийный инструктор обнаружил бы в Вильнюсе полное отсутствие «гражданских организаций» и толпы горожан, встречающих цветами 7-ю немецкую танковую дивизию. Не вполне понятно, кто рассказал бригадному комиссару о том, что «ощущается острый недостаток кислорода для высотных полётов», – немецкие самолёты безнаказанно бомбили и обстреливали колонны отступающих советских войск с высоты бреющего полёта, и отсутствие «кислорода для высотных полётов» было самой последней причиной, помешавшей оказать им противодействие. Впрочем, для нашего расследования важнее другое: никаких рассказов про «24 неисправных «мига» из 37» в докладе товарища Рябчего нет. Сказано же там дословно следующее: «Наши лётчики бесстрашно вступают в бой с врагом. Лётчик 61-го авиаполка (вероятно, речь идёт о 61-м ШАП 8-й САД. – М.С.) Андрейченко, командир 31-го авиаполка Путивко в одиночку вступали в бой с 6 – 7 самолётами противника». (79) Даже простой вопрос о количестве «мигов» в 31-м ИАП по состоянию на утро 22 июня навсегда останется неразрешённой загадкой истории. К 1 июня 1941 г. их было 54, причём неисправными числились только 7. (25) В монографии, посвящённой истории создания и боевого применения истребителя МиГ-3, на соседствующих страницах можно прочитать, что «31 ИАП потерял все 63 имевшихся на 22 июня МиГа», а также «накануне войны подразделения 31 ИАП рассредоточились: в Каунасе осталась лишь 3 АЭ (13 МиГ-3 и 18 И-16), а три других (39 МиГ-1 / МиГ-3 и 2 И-16) перебазировались в Кармелаву»), что в сумме даёт 52 «мига». (80) В отчёте «О боевой работе 31-го ИАП за период с 22 по 29.6.41 года» (81) сказано, что к 29 июня «уничтожено противником при бомбардировке и обстреле на земле 37 самолётов МиГ», и ещё три «мига» (один неисправен) оставались в строю; в сумме это уже даёт 40, и не исключено, что кроме 37, уничтоженных на земле, несколько истребителей всё же были потеряны в воздухе. Из множества противоречивых документов особого внимания заслуживает сохранившаяся в архивном деле «Оперативные сводки штаба 8-й САД» справка о количестве боевых вылетов в 31-м ИАП с 22 по 29 июня, собственноручно подписанная многократно упомянутым выше майором Путивко (а также начальником штаба полка капитаном Сергеевым). (82) Последовательность цифр очень выразительная: 120, 8, 15, 12, 23, 8, 12, 8. Как видим, майор Путивко своей подписью подтверждает, что 22 июня он воевал совсем не в одиночку и вверенный ему авиаполк выполнил 120 боевых вылетов, т.е. порядка 2 – 3 вылетов на один исправный самолёт – показатель, очень достойный по любым меркам. Но вот после этого с полком случилось что-то нехорошее, и уже на следующий день (23 июня) число вылетов сокращается ровно в 15 раз! Теперь посмотрим на эту цифру (120 боевых вылетов 31-го ИАП) под другим углом зрения. Патрулируя на крейсерской скорости, истребитель И-16 или МиГ-3 мог находиться в воздухе 1 – 1,5 часа (и это по минимуму и безо всяких подвесных баков), но даже если считать гораздо скромнее – 45 минут на один вылет, – суммарный налёт должен был составить порядка 90 часов. Другими словами, с 4 утра до 10 часов вечера в воздухе одномоментно должно было находиться не менее 5 истребителей 31-го ИАП, а поскольку приказы на сопровождение своих бомбардировщиков они не выполнили, то остаётся предположить, что уж собственные аэродромы полк обеспечил непрерывным прикрытием с воздуха. Цифры ошеломляющие, однако у 15-го ИАП они ещё интереснее. Если верить докладу «Итоги боевой работы 15-го ИАП по состоянию на 27.6.41», подписанному командиром полка майором Бобриком и начальником штаба майором Ловковым, в первый день войны истребители 15-го ИАП выполнили 202 (двести два) боевых вылета! Как было показано в предыдущем параграфе, все бомбардировщики всей авиации фронта выполнили 227 вылетов; получается, что один только 15-й ИАП мог обеспечить их прикрытие почти что в пропорции 1 к 1. Мог, но не обеспечил. Судя по докладу командира полка, 15-й ИАП активно боролся с вражескими бомбардировщиками, за 22 июня заявлены сбитыми: три бомбардировщика «Юнкерс-88», пять «разведчиков», причём эти разведчики идентифицированы как «Хейнкель-111» (самолётов этого типа не было ни в бомбардировочных группах 1-го Воздушного флота Люфтваффе, ни в авиачастях 2-го В.ф., принявших участие в воздушных боях над Южной Литвой), и даже один истребитель Me-109. (83) Если верить отчёту, то итоги первого дня войны для 15-го ИАП представляются вполне успешными; странно, однако, что уже на следующий день число боевых вылетов полка снижается с 202 до 24, а в перечне потерь матчасти перечислено: – 8 МиГ-3 уничтожено на аэродроме Каунас; – 11 МиГ-3 сожжено при эвакуации из Каунас; – 13 МиГ-3 осталось на аэродроме Поцунай; – 6 И-16 уничтожено на аэродроме Каунас; – 3 И-153 уничтожены на аэродроме Каунас противником; – 1 И-153 сожжён на аэродроме Каунас. (84) Странно и то, что уже в 19.00 22 июня в Оперсводке № 03 штаба ВВС СЗФ («лесной штаб» комбрига Крупина в Паневежисе) аэродромом базирования 15-го ИАП назван Грузджяй – в 130 км к северу от района Каунас – Поцунай. (85) Дальше – больше, и на следующий день оба истребительных полка, равно как и штаб 8-й САД, пропали вовсе. Оперсводка штаба ВВС фронта № 05 к 18.00 23 июня: «8 САД – сведений не поступило за отсутствием связи… 8 САД – сведений о базировании частей не поступило». (86) Оперсводка № 3 («рижский штаб» ВВС СЗФ полковника Рассказова) от 8.00 24 июня: «8 САД – из-за отсутствия связи с 8 САД и её частями дислокацию установить не удалось». (87) Оперсводка штаба ВВС фронта № 06 к 18.00 24 июня: «8 САД. 61ШАП производил разведку в районах… Всего произведено 3 вылета (т.е. авиаполк превратился в не слишком активное звено. – М.С.).Воздушных боёв не имелиу потерь нет. О действиях остальных частей [дивизии] сведений нет». (88) Применительно к наземным войскам в таких случаях привычно жалуются на «отсутствие средств радиосвязи» ( Даже после разгрома и огромных потерь матчасти к 3 сентября 1941 г. штабы ВВС СЗФ имели на своём оснащении 1 «фронтовую» радиостанцию PAT (с радиусом действия более 600 км), 51 «корпусную» радиостанцию с радиусом действия порядка 200 – 300 км (4 РАФ, 35 11-АК, 12 РСБ) и 27 «полковых» (с радиусом действия 25 – 50 км) 5-АК. (89)) и немецких диверсантов, которые разом перерезали все провода, но куда же могла запропаститься истребительная авиадивизия, самолёты которой за 30 – 40 минут могли бы долететь до штабов ВВС фронта в Паневежисе или Риге из любой точки левобережья Даугавы? Видимо, для того чтобы попытаться реконструировать события, произошедшие на аэродромах 8-й САД в первый день войны, нам придётся отвлечься от чтения архивных документов и обратиться к такому, столь третируемому ныне источнику исторической информации, как воспоминания участников войны. К счастью, судьба была милостива к некоторым из них, и им удалось дожить до наших дней. Свидетельствует Николай Иванович Петров, лётчик-истребитель 31-го ИАП: «…21-го в субботу я заступил дежурным по части. В третьем часу утра (здесь и далее подчёркнуто мной. – М.С.) 22 июня звонит начальник штаба САД, в которую мы входили, и приказал мне объявить боевую тревогу, начальнику штаба полка по прибытии на командный пункт позвонить в штаб дивизии… Немедленно я передал начальнику штаба полка капитану Сергееву и объявил тревогу по полку. По прибытии лётно-технического состава к самолётам, вскоре, через считаные минуты, в воздух взвились зелёные ракеты с командного пункта полка. Последнее время часто были боевые тревоги (учебные), поэтому было всё отработано, проиграно, кто, когда, что делает… Получив сигнал на взлёт, стали взлетать звеньями, выруливание и взлёт почти со стоянок самолётов… С левым разворотом взяли курс на Каунас, набрав 1500 метров, увидели аэродром Каунас, ангары горят, горит приангарное здание, горит штаб полка. Пролетая над аэродромом Каунас, на лётном поле видим несколько воронок от бомб. Левее, выше метров 700 звено из 2-х пар Me-110 и 4 Me-109 на скоростях «с дымом» пошли на запад (т.е. включили форсажный режим работы моторов и уклонились от боя. – М.С.). Ниже на встречных курсах прошли 6 самолётов И-153 «Чайка», это соседи из 15-го истребительного полка. Пролетели на запад минут 15 на высоте 3000 м, развернулись обратно – в воздухе всё спокойно… Все произвели посадку благополучно. Как зарулил на своё место, мой техник показывает впереди воронку, примерно от 100-килограммовой бомбы. Это значит, при нашем взлёте на аэродром упало несколько бомб, очевидно, с большой высоты. Чего никто не видел, да притом и не слышно было, так как шумело много своих моторов… Привезли завтрак, но ни у кого не было аппетита, да тут ещё на бреющем пронёсся Me-110. Стрелок с задней полусферы дал одну очередь из пулемётов, но неприцельно. Жертв не было… В дальнейшем, часов до 16.00, всё было спокойно, в основном вылетали парами на прикрытие своего аэродрома и железнодорожного узла г. Каунаса…» (90) Прервём на время чтение воспоминаний Н. И. Петрова. Первые два вывода можно уже сделать. Во-первых, память у Николая Ивановича отличная, дай бог каждому: фамилия начальника штаба, номер полка, номер соседнего полка, «чайки» в 15-м ИАП, названия и взаимное расположение аэродромов – всё совпадает с известными документами. Во-вторых, ни «мирно спящего аэродрома», ни «уничтожающего внезапного удара» не видно даже в микроскоп. Полк поднят по тревоге по меньшей мере за час до начала боевых действий; в ходе многочисленных предвоенных учений отработано «кто, когда, что делает», воздействие противника по аэродрому Кармелава минимальное («упало несколько бомб, чего никто не видел, да притом и не слышал»). Полк не бездействует, хотя и занимается главным образом самообслуживанием («в основном вылетали парами на прикрытие своего аэродрома»), игнорируя приказы вышестоящих штабов о сопровождении бомбардировщиков. Тут самое время прочитать и отрывок из документа (доклад «О проделанной работе 213-й авиабазы с 17.6 по 28.6.41 г.»), в котором сказано: «К исходу дня 21.6.41 г. на оперативном аэродроме Кармелава было сосредоточено следующее имущество, кроме находящегося в самолётах: ГСМ – 2,5 б/заправки на полк, 5 боекомплектов патронов к [авиационным пулемётам] ШКАС и БС, 2 б/комплекта бомб, 5 суточных дач продовольствия, кислород и сжатый воздух. Автотранспорт (следует перечень из 16 а/м), стартёров – 1, метеостанция – 1, автореммастерская – 1, «санитарка» – 1, компрессор – 1, подъёмный кран – 1, пожарная машина – 1, зенитных установок – 2, тракторов – 2. Остальной транспорт остался в Каунасе для обеспечения полётов 1-й эскадрильи…» (91) Как видим, было чем заправлять, стрелять, воевать. Однако прикрытие своего аэродрома прервалось почему-то в самый неподходящий момент – во время налёта авиации противника. Судя по рассказу Н. И. Петрова, это произошло так: «С командного пункта приказ: «Звено – в воздух!» Лейтенант Смыслов, я и Акимов быстро по самолётам. Запустили моторы, выруливаем – и тут с командного пункта красные ракеты: «взлёт запрещён» (странно, но в документах «красная ракета» упоминается как раз в качестве сигнала на взлёт. – М.С.). Появляются две пары Me-109, на высоте 800 – 1000 метров проходят над аэродромом, затем приближаются две девятки «Хейнкель-111». Слышатся разрывы бомб на удалении от аэродрома, видно, бросают по шоссе. Начали падать на границе аэродрома, бросают по одной бомбе. Падают с перелётом по отношению к нашим самолётам, около которых мы, почти на середине аэродрома. Пролетела большая группа, а сбросили всего несколько бомб. Наверное, устраивали «психическую», летая по многочисленным целям. Когда подлетали к нашему аэродрому, казалось, что от такой группы деваться будет некуда. А сбросили на лётное поле и границы аэродрома всего 5 бомб… Не успели опомниться, как появляются три пары Me-109, прошли над аэродромом примерно на высоте 1000 метров. Перестраиваются в вытянутый пеленг, как над полигоном, и начали расстреливать с прицельным огнём по каждому самолёту. В первую очередь по нашему звену (которое остановилось после выруливания посреди лётного поля. – М.С.) самолётов, находящихся на лётном поле не замаскированными. Мы успели добежать до границы аэродрома, где была высохшая от воды яма. Там лежала свиноматка с поросятками. Около них мы и приютились, там где посуше. Самолёты противника ходили над аэродромом безнаказанно, так как на аэродроме не было даже ни одного зенитного пулемёта (см. выше. – М.С.). После штурмовых действий противника подошёл к своему самолёту. Из-под капота мотора течёт масло, пробит картер мотора. Снаряд попал по рулю глубины, на руле нет половины обшивки (была перкалевая). Большие повреждения и на других близстоящих самолётах. Могло взлететь примерно только около 8 самолётов. К вечеру поступила команда садиться в автомашины;самолёты, на которых нельзя лететь, если не ошибаюсь, сжечь. Когда тронулись, стало известно, что ехать до г. Рига, куда перелетят лётчики на уцелевших самолётах, в основном управление полка и эскадрилий…» Итак, 31-й ИАП потерял (оставил) большую часть своих самолётов на земле. Произошло это после 16.00, т.е. по меньшей мере через 12 часов после начала войны. Удар противника не был уже ни первым, ни неожиданным. О том, что началась война, лётчики и командиры 31-го ИАП доподлинно знали. Никакие «приказы, запрещающие сбивать немецкие самолёты» (кстати, за истёкшие 70 лет ни одного такого приказа на бумаге, с печатью, подписью и архивными реквизитами, так никто и не нашёл), уже не действовали. Причина больших потерь («могло взлететь примерно только около 8 самолётов») – если только эти потери не вымышлены – вполне очевидна. Это странная (выражаясь предельно вежливо) реакция истребительного полка на налёт авиации противника. Напомню, что на аэродроме в Кармелаве было три эскадрильи новых истребителей МиГ-3. Увы, если истребитель перестаёт быть охотником, он становится дичью, что и было подтверждено на практике, когда вследствие пассивности командования и лётного состава 31-го ИАП малочисленному (три пары, т.е. шесть «мессеров») противнику позволили «расстреливать с прицельным огнём по каждому самолёту, как на полигоне». О том, что имел место именно «расстрел» безжизненно замерших на земле самолётов, а не воздушный бой над аэродромом, красноречиво свидетельствует и перечень потерь, приведённый в отчёте «О боевой работе 31-го ИАП». В период с 22 по 29 июня разгромленный наголову полк потерял всего трёх лётчиков. Двое (командир звена лейтенант Гуровский и пилот мл. лейтенант Поворов) «ранены при бомбардировке аэродрома Кармелава 22.6.41»; заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Фесенко убит при следующих обстоятельствах: «Зарублен винтом самолёта И-16 при взлёте лётчика другой части на мало-рижском аэродроме 22.6.41». Кроме того, 19 человек из лётного и наземного состава полка пропали без вести: «Ст. политрук Шадрин не сел на аэродром при перебазировании с аэродрома Кармелава на аэродром Платоне, остальные (т.е. 3-я эскадрилья полка почти в полном составе) остались в Каунасе и отстали в пути». (81) К чести командира полка (который, судя по имеющимся фрагментам информации, наверное, и вправду «в одиночку вступал в бой против 6 – 7 самолётов противника») стоит отметить, что в его докладе ни одного сбитого за 22 июня вражеского самолёта не числится вовсе. Кто и, главное, почему отдал приказ («к вечеру поступила команда садиться в автомашины») о перебазировании полка в Платоне (или даже в Ригу), т.е. о фактическом выводе его из зоны боевых действий? В отчёте командира полка об этом не сказано ни слова. Командир 213-й авиабазы воентехник 1 ранга Хаустов чуть более откровенен: «Связь с дивизией поддерживалась только 22.6.41 г. до 14.00 часов, и с этого времени до 28.6.41 связи со штабом дивизии не было… Отсутствие со стороны вышестоящих начальников постоянной информации для командиров частей об общей обстановке на фронте, в результате чего перебазирование происходило в спешном порядке, не было возможности планирования и использования автотранспорта и перевозки имущества вторыми рейсами, получалось сплошное беспорядочное перебазирование…» (92) Последствия «беспорядочного перебазирования» тов. Хаустов описывает с бесстрастной точностью: «Вечером 22.6.41 г. была поставлена задача срочно перебазироваться на аэродром Платоне, на расстояние 295 километров (судя по карте, между Кармелавой и Платоне 170 км по прямой. – М.С.). Из-за недостачи транспорта в Кармелава были оставлены: склады ГСМ – 2,5 б/заправки, [патроны] – 4 б/комплекта, бомбы – 2 б/комплекта (т.е. горючее было оставлено полностью, боеприпасы – почти полностью), осталось маскировочное имущество и стартовое… Отсутствует автотранспорт вне части, обслуживавшей эскадрилью в Каунас, использовавшийся для эвакуации семей начсостава: 2 «пятитонки», 1 автобус пассажирский, 4 «полуторки», 1 легковая М-1 и прочие спецмашины. ( Уже днём 22 июня из Каунаса бежала вся военная, гражданская и партийная власть (штаб 11-й армии, правительство советской Литвы и ЦК литовских большевиков). В течение двух дней – немцы вошли в Каунас лишь вечером 24 июня – в городе шли уличные бои между вооружёнными отрядами литовских националистов и разрозненными подразделениями отступающих по мостам через Неман частей Красной Армии; в такой ситуации эвакуация семей начсостава была не столько вывозом домашнего скарба, сколько единственным способом спасения жизней женщин и детей) Всё имущество НЗ части, кроме вывезенного на площадку Кармелава, осталось на месте (т.е. на основной базе в Каунасе. – М.С.), как то: кухни на автошасси – 12 шт., продсклад, вещевой склад, оружейный склад, бензосклад… Имеется в настоящее время: ГСМ – авиабензин Б-78 7 тонн (примерно 20 заправок для одного «мига»), авиабензин Б-70 2,5 тонны, автогорючее 3 тонны, один боекомплект боеприпасов на 8 самолётов…» На базовом аэродроме 15-го и 31-го авиаполков в Каунасе (там, где накануне войны оставалась одна эскадрилья 31-го ИАП и некоторые подразделения 15-го ИАП) порядка было ещё меньше. Свидетельствует Александр Ефимович Шварёв: «… В ночь с субботы на воскресенье 22 июня я ночевал у друзей из 31 ИАП (автор воспоминаний был лётчиком 31-го ИАП, но незадолго до начала войны его перевели в новый формирующийся 236-й ИАП командиром звена. – М.С.). Слышим около 4 утра – стрельба зениток (вместо сигнала боевой тревоги. – М.С.). До этого проходил слух, что будут учения. Мы так и решили сразу, что начались учения. Но с нашего дома был виден Каунасский аэродром. Рядом с аэродромом располагался мясной комбинат. И я вдруг увидел зарево и говорю: «Братцы, это не учения, смотрите, ангар горит». Мы быстро оделись и побежали на аэродром. Никого из начальства нет (здесь и далее подчёркнуто мной. – М.С.). Ангар горит. Мы, кто прибежал, успели выкатить оттуда самолёты. Сели в самолёты, и командир звена Волчок приказал: вылетай за мной! Мы стали вылетать парами… В середине дня пришло начальство… Мы вылетали на отражение атак противника, «на зрячую» (т.е. по цели, видимой в небе над аэродромом. – М.С.) сделали ещё 3 вылета… В этот же день оставшиеся лётчики и техники, в том числе и я, на полуторке были отправлены в Ригу…» (93) Схожую картину событий мы находим и в мемуарах (впрочем, весьма «олитературенных») Б. В. Веселовского: «…Дремоту нарушил сильный грохот. Я приподнялся. В большом окне занималась заря воскресного утра 22 июня 1941 года. На травянистом лётном поле, поседевшем от росы, я увидел воронки, как пунктир перекрывшие весь аэродром (действие происходит на аэродроме Каунас. – М.С.) … Огромный пожар пылал на территории 15-го полка. Неожиданно появились на небольшой высоте четыре тройки бомбардировщиков «Хейнкель-111» в сопровождении «Мессершмиттов». Как могли, мы прижались к основанию кювета. Разрывы бомб покрыли лётное поле… От проходной и караульного помещения к небольшой роще убегали красноармейцы и несколько техников. Мы решили добираться поодиночке до уцелевших самолётов и пытаться взлететь по краю аэродрома. Основное лётное поле было всё в воронках… Я кинулся в сторону штаба полка, где на стоянке виднелся истребитель И-16. Машина оказалась цела. На счастье, мне попался красноармеец из охраны, не успевший убежать. По моему приказу он побежал за парашютом, а я кинулся к автостартёру, надеясь возле него найти водителя. Он был на месте. Всё складывалось удачно. Мы подъехали к самолёту. Запыхавшийся красноармеец принёс парашют, поясняя: «Никого не было там, пришлось ломать дверь». Соединив храповики стартёра и двигателя самолёта, я полез в кабину. Только я собрался подать рукой команду на раскрутку, как дверка автомобиля распахнулась, выскочил водитель и бросился в сторону кювета. Взглянув вверх, я всё понял. Над головой шла группа бомбардировщиков. Пришлось последовать примеру водителя. Аналогичные попытки запустить двигатель истребителя повторялись дважды. Наконец винт завращался и мотор заработал… Оказавшись в родной, привычной стихии, я почувствовал себя уверенно. Взглянув на красные черепичные крыши, я развернулся на Кармелаву…» (94) Скорее всего, с воздушными боями в районе Каунаса связан и эпизод, отмеченный в истории немецкой истребительной эскадры JG-53. 22 июня 1941 г. штабное звено (4 самолёта) группы III/JG-53 заявило 6 сбитых в течение пяти минут (с 16.43 по 16.48) советских самолётах, идентифицированных как И-17 (обычное для начала войны немецкое обозначение МиГ-3). (367) Группа III/JG-53 базировалась в районе Сувалок, действовала на стыке Западного и Северо-Западного фронтов и в этой зоне могла встретиться только с «мигами» из состава 15-го или 31-го авиаполка. А в упомянутом выше докладе «Итоги боевой работы 15-го ИАП по состоянию на 27 июня» отмечены и пять сбитых в воздушном бою «мигов», и пять погибших в воздушном бою лётчиков… (84) Дальше других частей 8-й САД от линии фронта, на аэродромах Кейданы и Макштава, базировался 61-й ШАП. Начало войны застало этот полк «без головы» – командир полка подполковник Мамушкин и четыре комэска убыли в Воронеж за получением новейших на тот момент штурмовиков Ил-2. К 22 июня пять «илов» перегнали на аэродром Вильнюса, где они и были брошены (скорее всего, так и не выполнив ни одного боевого вылета). О боевых действиях 61-го ШАП (а на его вооружении, напомню, числилось 60 «чаек» И-153) в первый день войны найти конкретную информацию не удалось. 23 июня никем не управляемый полк перебазировался на аэродромы Скварбай и Двинск, затем большая часть перелетела в Платоне и Ригу. Командование и личный состав 61-го ШАП «воссоединились» лишь 26 июня в Двинске. Несколько забегая вперёд, отметим, что всего за 9 дней, с 22 июня по 1 июля, 61-й ШАП выполнил 123 боевых вылета, т.е. порядка двух вылетов на один самолёт. (95) В завершение рассказа о боевых действиях 8-й САД в первый день войны хотелось бы найти следы действий командира дивизии. Как выше уже было отмечено, боевых приказов, распоряжений и оперативных сводок штаба 8-й САД за 22, 23, 24 июня обнаружить не удалось. Единственное, что я могу предложить читателю, это ещё один фрагмент из книги Веселовского: «В расположении нашей эскадрильи откуда-то появился командир полка Путивко. Его приказ был краток: «Оставшемуся в живых личному составу (в живых и даже не раненых осталось 200 человек из 205. – М.С.) полка индивидуально, кто как сможет (здесь и далее подчёркнуто мной. – М.С.), добираться в Ригу, в штаб округа». Вместе с однокашником по училищу лейтенантом Пылаевым я направился в сторону Кармелавы на шоссейную дорогу Каунас – Шяуляй – Рига… Воздух то и дело оглашался рёвом немецкой авиации, несущей смертоносный груз. Не было видно в небе наших самолётов (автор мемуаров, как никто другой, должен был знать причину этого отсутствия. – М.С.) … Вскоре нас обогнала «эмка» и остановилась. Дверца открылась, и нас окликнул командир нашей дивизии полковник Гущин. Он расспросил нас о положении дел в полку. На наш вопрос, как дела в других четырёх полках дивизии, ответил: – Ничего, Веселовский, не знаем. Ни с кем нет связи (и это сущая правда, штаб ВВС фронта также не мог связаться с командиром 8-й САД, на легковой машине несущимся в какую-то «Ригу». – М.С.). Вас с собой взять не можем. Видишь, машина набита битком. Наступившую ночь мы коротали в кустах…» Да, со связью тогда были большие проблемы. В своём докладе от 26 июля 1941 г. новый на тот момент начальник управления связи Северо-Западного фронта полковник Курочкин пишет: «Радиосвязь с первого дня войны работает почти без перебоев (подчёркнуто мной. – М.С.),но штабы неохотно и неумело в начале войны пользовались этим средством связи…» (96)

Закорецкий: gem пишет: Да, со связью тогда были большие проблемы. Есть информация, что их даже еще и придумывали: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР Оперативный отдел Юго-Западного фронта (1-го формирования) Дело №____ Оперсводки штаба 5 армии Начато "25" июня 1941 Окончено "7" сентября 1941 г. На 333 листах .... ОПЕРСВОДКА № 3. ШТАРМ 5. 25.6.41. 6.00. лес ю-в. кол. ТЕРЕМНО. Карта 200.000. 5А ведет упорный бой с превосходными силами противника. Перед фронтом армии до трех армейских корпусов и до двух танковых дивизий, наносящих главный удар вдоль шоссе на ЛУЦК. .... Погода без изменений. Связь с корпусами по радио и делегатами. НАЧАЛЬНИК ШТАБА /ПИСАРЕВСКИЙ/. НАЧАЛЬНИК ОПЕРОТДЕЛА /ДАВЫДОВ/. Служебная записка телеграфом видимо 25.6.41 (расшифровка). ... Нач. опер. отдела – продолжение записки о положении на фронте 5 армии прерванную вы... одновременно с приемом по другому аппарату. Передавайте на Тарнополь: Это направление надежно прикрывается частями 41 танковой дивизии [и] 285 гап РГКа. ..... [П-ник:] ПАРХАЧ в руках противника, по части 97 и 159 могу сказать, что у соседа слева произошел разрыв шириной до 6–8 километров и что там делается, мне не известно. Как только получу данные, немедленно донесу. [С] 159 сд не имеем связи и получить от нее данные очень трудно. До сих пор получали через 41 сд. Все. .... [к-н Саракуца?] Тов. полковник! Попрошу как можно быстрее передать подробную сводку. А также принять все меры для выяснения места и положения 159 и 97 сд. Отсутствие с вами связи нас очень волновало. Нач. штаба фронта очень недоволен тем, что вы не приняли никаких мер в отношении доставки донесений. Командующий требует связаться с соседями справа и слева и доносить через каждых два часа положение на фронте. К вам 26 [июня] выслала стрелковую роту и танковую роту для связи. Постарайтесь установить с ними связь. .... ОПЕРСВОДКА № 010 К 24.00 27.6.41 ШТАБ ФРОНТА ТАРНОПОЛЬ Карта 500 000 1. 5-я армия – данных о положении частей 5-й армии нет. ..... Заместитель начальника штаба Юго-Западного фронта полковник Баграмян Ф. 229, оп. 9776сс, д. 63, лл. 42, 43. ОПЕРСВОДКА № 8. ШТАРМ 5 ЛЕС СЕВ. КОСТОПОЛЬ. 29.6.41. 15. 00. Карта 200.000 5А, выравнивая линию фронта на правом крыле, к утру 29.6 своим правым флангом отошла на вост. берег р. СТОХОД. ..... 8. Связь – делегатами и по радио. НАЧАЛЬНИК ШТАБА 5 АРМИЙ ________________ (ПИСАРЕВСКИЙ ) НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА ________(ДАВЫДОВ) Боевое донесение 29.6.1941 г. НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ЮЗ ФРОНТА. В оперсводке Штафронта ЮЗ № 7130 [7/30 ?] указано, что «сведений о положении частей 5А нет». Произведенным по моему приказанию расследованием установлено, что Штабом 5А ежедневно, регулярно до 3–5 раз в сутки (а иногда и более) доносилось в Штаб фронта о положении частей 5А. Ввиду отдаленности Штаба 5 армии от Штаба фронта, порыва линий связи вследствие частых бомбардировок и порчи проводов диверсантами, основным средством связи с Штабом фронта являлось радио. Проверкой журнала шифроргана и узла связи, а также специальным выездом в Штаб фронта двух командиров Штаба 5А (от шифр. отдела и отдела связи) – установлено, что все наши шифрограммы, переданные в Штаб фронта по радио, получены и расшифрованы полностью. С установлением проводной связи с НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОМ боевые донесения и оперсводки передавались бесперебойно, что можно подтвердить соответствующими расписками и пометками на ленте. Кроме этого представлялись боевые донесения и специально высылаемым нарочным начальнику штаба фронта. НАЧАЛЬНИК ШТАБА 5 АРМИИ, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР _______(ПИСАРЕВСКИЙ) Доклад начальника штаба Юго-Западного фронта начальнику Генерального штаба Красной Армии от 28 июня 1941 г. о положении войск фронта к 22 часам 28 июня 1941 г. КРАТКИЙ ДОКЛАД ОБ ОБСТАНОВКЕ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА К 22.00 28.6.41 г. Карта 500 000 28 июня основные усилия войск Юго-Западного фронта были направлены для окружения и уничтожения механизированной группы противника, оперирующей в районе Оструг. 5-я армия. Положение армии продолжает оставаться невыясненным. До сего времени известно лишь следующее: ..... Штаб 5-й армии за весь день 27.6.41 г. прислал в штаб Юго-Западного фронта лишь одну радиограмму и то о разрешении на переход штаба армии из Клевань на командный пункт в Погорелувка. Делегат штаба Юго-Западного фронта, вылетевший с утра 28.6.41 г. в район расположения 5-й армии, еще до сего времени не вернулся. .... Выводы: 1. В целом Юго-Западный фронт чувствует себя еще достаточно прочным для ведения дальнейшей борьбы. 2. Наибольшую угрозу для Юго-Западного фронта представляет механизированная группа противника, действующая в районе Оструг. 3. Невыясненность обстановки на правом фланге усугубляет общее неблагоприятное положение на правом крыле фронта. Начальник штаба Юго-Западного фронта генерал-лейтенант Пуркаев ОПЕРСВОДКА № 027. ШТАРМ 5 ЛЕС 3 КМ ВОСТ. КАЛЕНСКИЕ. 10.7.41 11.00. Карта 200.000. 5А, обороняясь 15 ск и 200 сд – 31 ск на линии Коростеньского УР на фронте РУДНИЩЕ, БЕЛОКОРОВИЧИ, СЕРБЫ, остальными силами: 31 ск, 9, 22 и 19 МК с утра 10.7 наносит контрудар в общем направлении: ТУПАЛЬЦЫ, КАМЕННЫЙ БРОД. ..... 9. Погода без изменений. Дороги проходимы для всех родов войск. 10. Связь: с 15 и 31 ск – делегатами, по радио и по аппарату СТ-35; 19, 22 и 19 МК –делегатами ["и радио" зачеркнуто]. [Есть телеграмма с фрагментом этой оперсводки. В конце фраза: "У нас половина командиров сейчас сидят на всех средствах связи и уехали туда на машинах. По получении данных сразу донесем"] За НАЧАЛЬНИК ШТАБА 5 АРМИЙ ____ (ПИСАРЕВСКИЙ) За НАЧАЛЬНИК ОПЕР. ОТДЕЛА _______(ДАВЫДОВ)

gem: Приписываемую троллем глупость (неучет боеготовых экипажей) МС не мог совершить (и не совершал) никогда. Потому что с 2004 буквально вдалбливал неофитам: ...главная составляющая боевой авиации - это не самолеты, а летчики. http://www.solonin.org/article_udar-po-aerodromam-mifyi-i "На мирно спящих": Именно количество авиачастей, развернутых на ТВД, и число экипажей в них определяет то, что следует называть «числен-ность авиации». Количество «расходных материалов» (т.е. самолетов) также должно быть учтено, но лишь как дополнительная информация Там же: ...перейдем к учету главной составляющей боевой авиации — определению численности летных экипажей. И в этом случае наблюдается разброс данных даже в рамках одного стати-стического сборника (см. Приложение 2). Советские ВВС стремительно разрастались, перевооружались новыми типами самолетов; соответственно, непрерывно шел процесс перемещения ипереподготовки летных экипажей. Нижеследующая таблица 18 составлена из округленных (дабы не создавать иллюзию несуществующей точности) и арифметически усредненных чисел изПриложения 2. Для сохранения единообразия учета экипажи 18 ДБАД учтены в численности ВВС Киевского ОВО (фактически так оно и было — дивизия в первые же дни войны была передана в оперативное подчинение командования ВВС округа/фронта). Численность боеготовых экипажей ВВС ВМФ в из-вестных автору источниках не указана. Условно принимая такое же соотношение между числом самолетов и летчиков (1,25 к 1), какое было во фронтовой авиации, мы приходим к следующей оценкечисленности экипажей советской авиации на западном ТВД: Таблица 18 Группировка советской авиа-ции на ТВД начавшейся утром 22 июня 1941 года войны насчи-тывала 134 авиаполка, 679 эскадрилий - в составе которых былопорядка 6,5 тыс. летных экипажей, в том числе — порядка 3,5тыс. летчиков-истребителей. Приложение № 2 КОЛИЧЕСТВО ЭКИПАЖЕЙ В СОСТАВЕ ВВС ЗАПАДНЫХ ОКРУГОВ И ДБА Истребители Бомбардировщики Всего ВВС Ленинградского ВО 512/799 520 / 289 1135 ВВС Прибалтийского ОВО 384 / 418 379/381 787 ВВС Западного ОВО 678 / 549 526 / 456 1289 ВВС Киевского ОВО 919 / 895 617/449 1547 ВВС Одесского ВО 392 / 401 181 / 192 699 ДБА (1-й, 3-й, 2-й, 4-й АК) 771 / 928 928 ИТОГО: 2885 / 3062 2994 / 2695 6385 Примечание: — данные, отраженные в настоящей таблице, взяты из сборника «ВВС ВОВ в цифрах»; — первое число получено суммированием числа экипажей по авиаполкам по состоянию на 1 июня 1941 года, при этом не учтены экипажи штурмовых и разведывательных авиаполков, а также экипажи ТБАПов, вооруженных уста- ревшими «ТБ-3»; — количество боеготовых экипажей в ВВС Киевского ОВО указано по от- чету командующего ВВС Юго-Западного фронта, при этом экипажи 18-й ДБАД из общей суммы исключены; — через дробь указана численность «боеготовых экипажей», указанная в сводной таблице «Боевой и численный состав ВВС западных приграничных во- енных округов к началу Великой Отечественной войны на 22 июня 1941 года»; — в столбце «Всего» приведено количество боеготовых экипажей, указан- ное в сводной таблице «Характеристика ВВС западных приграничных военных округов (по состоянию на 1 июня 1941 года)», не считая экипажи, которые "переучивались или вводились в строй по прибытии из училищ". Как видите, тролль нагло лжет. прибалт пишет: 52 МиГ-1/3, но 30 летчиков умеющих на них летать. 61 МиГ-1/3 и аж 14 пилотов, умеющих на них летать. Не знаю, при чем здесь облыгание Солонина, но не поделитесь ли с ним (с нами, на МС у Вас идеосинкразия) тем точнейшим источником, о котором Вы знаете, а он, написавши целую главу - нет? Итак, у нас (у Вас) 44 умеющих летать на МиГах летчиков. На какое, кстати, число? Поддакивая троллю, Вы их сочли числом 67. Чему верить, дорогая редакция? Ну ладно. Полк новеньких "чаек" c умелыми пилотами. Пусть их будет 63. Наконец, 23 морально устарелых "ишака", на которых со времен Зимней войны, я уверен, летать научились. О стареньких штурмовичках говорить не будем: в углу поля стоят. Линеечкой, на страх врагу. Получаем ровно 150 пилотов. Оп-паньки... Кого ж на МиГах учить? Минус 18 человек, по мнению тролля? Вообще-то на 3 боеготовых полка положено ~190 пилотов. Ну-ка... Боеготовность аж 79%!! Не у каждого гешвадера такая, поискать надо... Да даже по-троллячьи (132) - 69% будет. А Вы (с троллем, с троллем) жалуетесь...

marat: gem пишет: "Сам дурак !!!!" Травки попей, фельдшера вызови - пусть капельницу поставит.

marat: Jugin пишет: И вот чтобы летчики этих 104 поврежденных самолетов могли тоже летать, как и летчики советских неисправных почти полутора тысяч и нужны те самолеты, которые на 22 июня были без экипажа. Давайте тогда за немцев зачтем 40000 самолетов, выпущенных в войну. Ну а что - сломал самолет, ему прислали другой. Ведь логично?

marat: Jugin пишет: Ну вот и пример того, как превышение количества самолетов над количеством летчиков приводит к увеличению интенсивности полетов. О чем я и говорил. Так почему вы сравниваете число самолетов, а не боевых вылетов? Странно. Наверное немцы совершили больше вылетов и это вам не выгодно.

marat: gem пишет: . Тролль же не расколется на источник своей клеветы? Т.е. вы не знаете откуда это? И МС вас не просветил. Но вы что-то кукарекаете про начальный период.

Jugin: прибалт пишет: Например 31-й ИАП базировался в Каунасе и имел 52 МиГ-1/3, но 30 летчиков умеющих на них летать. И это обозначает, что при среднем в 20% количестве неисправных самолетов в приграничных частях ВВС РККА на 30 летчиков было 40 исправных самолетов. И во время боевых действий летчики имели некоторую возможность пересаживаться с неисправного после полета самолета в исправный и продолжать летать. Ибо, судя по приведенным немецким данным о потерях за 22 июня на 1 безвозвратно потерянного самолета приходился 1 самолет, имевший повреждения в 60% и ниже. Вот летчики с этих самолетов, а они оставались живыми, ибо определить степень повреждений можно только тогда, когда самолет все же вернулся, пересаживались на исправные самолеты, у которых первоначально не было экипажей. Так понятней? прибалт пишет: Поэтому 1, 2 и 3 эскадрилье перед войной, 18 июня перебазировались в Кармелаву. 15-й ИАП тоже имел 61 МиГ-1/3 и аж 14 пилотов, умеющих на них летать. Поэтому 1 эскадрилья (МиГи) перелетела в Поцунай, 2 Э (И-153) в Винчай. 3 и 4 Э остались в Каунасе. И что? Ну перелетели. И что? Растворились без остатка? О том, что французы как-то могли освоить свои Девуатины прямо во время боевых действий, а советские летчики не смогли это сделать ( судя по всему, по отчетам начальства) говорит лишь о том, что уровень руковдства ВВС РККА был нулевой. Но не о том, что нельзя учитывать самолеты, на которых не было экипажей на утро 22 июня 1941 г.

gem: marat пишет: Вам осталось провести небольшое исследование на предмет частоты возникновения и времени устранения неисправностей. Всего-то. И непгеменно, батенька, число кгасноагмейцев, сбежавших с фикусами в лапах. И гасстгелять их!! Только сначала напоите их чаем. И сахагку, сахагку побольше! Тролль поганый.

marat: gem пишет: Отрывок: Бред МС в массы? https://warspot.ru/users/187-mihail-timin/published?page=2 Может кто и сможет извлечь пользу

marat: Jugin пишет: А что помешало их распаковать? И до 22 июня и в первые часы 22 июня? Это сугубо проблема руководства ВВС, которое было не в состоянии распорядиться полученной техникой. Если так и было. Неужели так трудно догадаться? 22 июня войны не ждали, готовились к 7 июля.



полная версия страницы