Форум » Авиация и космические вооружения » Войсковая авиация 1939 - 1945 » Ответить

Войсковая авиация 1939 - 1945

Шерман: Авиация действует в тесной оперативно-тактической связи с наземными войсками... Главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции. Авиация является основным средством оперативной и тактической разведки. Она ведет также наблюдение за полем боя и служит средством связи. Войсковая авиация выполняет задачи разведки, наблюдения, корректирования артиллерийского огня и связи, и применяется в особых случаях для выполнения боевых задач в интересах своего войскового соединения. Каждый род авиации должен применяться в соответствии со своим назначением. Однако в решающие периоды борьбы все рода авиации должны сосредоточивать свои усилия на поле боя для поражения живой силы и боевых средств противника на главном направлении. Наземные войска должны быть готовы, к выполнению боевых задач и без непосредственного содействия авиации, если сосредоточение ее на других участках или плохое состояние погоды не позволят применить авиацию на данном направлении. ------ Полевой Устав РККА (1939)

Ответов - 48, стр: 1 2 All

Шерман: ГЛАВА ШЕСТАЯ БОЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК 110. Боевое обеспечение имеет задачей создать благоприятные условия для вступления в бой и для ведения боевых действий, а также предупредить внезапные нападения воздушного и наземного противника в любых условиях боевой обстановки. Это достигается ведением разведки сил и средств противника и местности и охранением своих войск. 113. Разведка организуется для получения сведений о противнике, о местности и о районе предстоящих боевых действий. Цель разведки противника — установить его местонахождение, силы, состав, группировку, характер действий, намерения и боеспособность. 114. Сведения о противнике добываются: воздушной и наземной разведкой, боевыми действиями войск, службой наблюдения и подслушивания... а также получаются от вышестоящего штаба и соседей. Одновременно с разведкой противника собираются сведения о местности и о районе боевых действий. 115. Авиация является основным средством оперативной и одним из главных средств тактической разведки. Благодаря скорости полета и большому радиусу действия самолетов воздушная разведка может в короткий срок дать общее представление о противнике в целом в данной полосе (районе). Однако зависимость авиации от метеорологических условий и противодействие противника могут исключить длительность наблюдения с воздуха одного и того же района (пункта, направления). 116. Наземная разведка не всегда может быстро установить соприкосновение с противником и определить его главную группировку в данной полосе (районе). Взаимодействуя с воздушной разведкой, наземная разведка может безошибочно определить направление, в котором она должна действовать и где должны быть сосредоточены главные разведывательные усилия. 121. Разведка делится на дальнюю, ближнюю и боевую. Дальняя разведка организуется высшим командованием и командирами соединений и имеет целью обнаружить противника, установить его группировку, состав сил и средств и характер действий. Дальняя разведка ведется: авиацией — на глубину: до 60 км, кавалерийскими и моторизованными разведывательными отрядами — на глубину от одного до полутора переходов от линии охранения своих войск. Она добывает сведения, необходимые высшему командованию и командирам соединений для принятия решения. Ближняя разведка организуется распоряжением командиров соединений и частей и обеспечивает получение сведений, необходимых для использования войск в предстоящем бою. Она имеет целью уточнить данные о силе и составе группировки противника на данном направлении, о характере действий противника, о рубежах, достигнутых противником, и о районах, занятых им. Ближняя разведка ведется авиацией, кавалерийскими и моторизованными отрядами, стрелковыми подразделениями, кавалерийскими разъездами и моторизованными разведывательными группами. Глубина ведения ближней разведки — до полуперехода. 138. Для ведения воздушной разведки в интересах общевойсковых соединений используются отдельные части войсковой авиации. Подразделения этих частей выполняют задачи наблюдения за полем боя в интересах корпуса и дивизий, корректирования огня корпусной артиллерии и воздушной связи. Глубина корпусной авиационной разведки устанавливается штабом армии и колеблется в пределах 40 - 70 км. Высота полета над полем боя определяется земной и воздушной обстановкой, заданным масштабом фотографирования и метеорологическими условиями. Необходимо пользоваться всеми возможностями для ведения разведки на средних и малых высотах. Однако часто придется вести разведку на высотах порядка от 3 000 до 7 000 м. 139. Воздушную разведку для общевойсковых штабов ведут и все рода боевой авиации при выполнении ими боевых задач. В отдельных случаях разведка ведется и специально выделенными самолетами. Донесения о разведке боевой авиацией должны передаваться немедленно и непосредственно всем заинтересованным общевойсковым штабам. О воздушной обстановке войсковая авиация немедленно доносит штабу ВВС армии. ------- Полевой Устав РККА (1939)

Шерман: Директива Генерального штаба Красной Армии начальникам штабов военных округов о формировании корпусных авиаэскадрилий для механизированных и кавалерийских корпусов 12 сентября 1940 г. № орг/4/105588 Совершенно секретно Начальникам штабов: ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО, МВО, ЗабВО. Копии: начальникам центральных управлений НКО (по особому списку), нач-ку 1 отдела Орг. управления ГШ. 1. В связи с формированием по директиве народного комиссара обороны СССР от 25.7.1940 г. № 0/4/104725 {ЛВО} корпусных авиаэскадрилий для механизированных и кавалерийских корпусов, подлежащие формированию отдельные авиаэскадрильи по директиве НКО от 4.7.1940 г. … по штату № 10/24 для механизированных корпусов отпадают. При механизированных корпусах содержать авиаэскадрильи по штату № 15/407. 2. Авиазвенья связи моторизованной дивизии мехкорпуса штат 4/49, кавалерийского корпуса штат № 6/3 из перечня частей исключить и обратить на формирование авиаэскадрилий мехкорпусов. 3. В результате изложенных мероприятий, корпусным авиаэскадрильям закрепить номера согласно прилагаемому перечню (приложение № 1). 4. Об исполнении донести в Генеральный штаб КА к 25.9.1940 г. Приложение: Перечень на 1 листе. Зам. начальника Генерального штаба Красной Армии генерал-лейтенант Смородинов Начальник организационного управления Генштаба Красной Армии генерал-майор Четвериков ------------ Приложение Совершенно секретно Перечень корпусных авиаэскадрилий, закрепляемых за механизированными и кавалерийскими корпусами 106 корпусная авиаэскадрилья - 6 кавалерийский корпус ЗапОВО 2 корпусная авиаэскадрилья - 2 кавалерийский корпус КОВО 5 корпусная авиаэскадрилья - 5 кавалерийский корпус КОВО 1 корпусная авиаэскадрилья - 1 механизированный корпус ЛВО 6 корпусная авиаэскадрилья - 6 механизированный корпус ЗапОВО 2 корпусная авиаэскадрилья - 2 механизированный корпус ОдВО 4 корпусная авиаэскадрилья - 4 механизированный корпус КОВО 108 корпусная авиаэскадрилья - 8 механизированный корпус КОВО 3 корпусная авиаэскадрилья - 3 механизированный корпус ПрибОВО 7 корпусная авиаэскадрилья - 7 механизированный корпус МВО 5 корпусная авиаэскадрилья - 5 механизированный корпус ЗабВО Начальник Орг. управления Генштаба Красной Армии генерал-майор Четвериков Начальник 4 отдела полковник Сретенский

Lob: Эти документы отражают предвоенные взгляды на использование авиации. То, что должна быть авиация главного командования для нанесения ударов по стратегическим объектам противника и авиация непосредственной поддержки войск. В разных странах это решалось по разному. Как у нас было, все знают, поэтому про немцев. Первое отличие - у немцев изначально существовали специализированные эскадрильи связи. В этом они сродни только англичанам, потому что в других армиях задачи связи возлагались на разведэскадрильи. Второе отличие - узкая специализация разведчиков - у немцев были не только специализированные эскадрильи дальней и ближней разведки, но были специализированные эскадрильи ночной разведки, разведки погоды и морские разведчики. Если в Красной армии в подчинение армии передавалсь смешанная авиадивизия, включающая как ударную, так и истребительную авиацию, а разведчики-связники концентрировались в корпусных эскадрильях, то у немцев в подчинение армии передавались только разведчики и связники, оставляя ударную и истребительную авиацию в распоряжении воздушных флотов. Для этого при каждой армии создавлось специальное командование люфтваффе, сокращенно так и называвшееся - колюфт. К примеру koluft 9 - командование люфтваффе при 9-й армии. обычно они развертывались на базе штабов групп авиаразведки. Типовой соства колюфта - эскадрилья связи, эскадридья дальней разведки при штабе армии и по эскадрилье армейской разведки для каждого корпуса в армии. Специфика люфтваффе - штаб зенитного полка с подчиненными зенитными дивизионами для каждого корпуса армии. Все это обеспечивалось моторизованным батальоном связи люфтваффе. Особенностью танковых групп было то, что разведэскадрилья полагалась каждой танковой дивизии, поэтому внутри колюфта были еще управления люфтваффе для каждого танкового корпуса - Gruppenfliegerstab. Колюфт группы армий армий обычно включал в себя эскадрилью дальней разведки и эскадрилью ночной разведки. У англосаксов была своя система - система командований. Каждое командование специализировалось на своей задаче, по которой и называлось. Истребительное - ПВО, бомбардировочное - стратегические бомбардировки, береговое - прибрежное судоходство свое и чужое, тактическое - поддержка наземных войск ( то есть та самая войсковая авиация). Иногда было еще транспортное командование. Эту систему англосаксы воспроизводили на всех фронтах, в зависимости от ситуации формируя то или иное командование. Что из себя представляло тактическое командование англичан, хорошо видно на примере ВВС Англии во Франции в 1940 году. Они состояли из двух независимых командований - стратегическое (Advanced Air Striking Force), состоящее в основном из бомбардировщиков, и тактическое Air Component для поддержки британских войск на континенте. Состав компонента - истребительная группа в три крыла ( 6 эскадронов), бомбардировочное крыло (2 эскадрона), одно разведывательное крыло ( 2 эскадрона), и 2 Army-Cooperation крыла(6 эскадронов), на вооружении которых состояли Lysander II - самолет связи и корректировки артогня.


eppanzer: Lob пишет: Если в Красной армии в подчинение армии передавалсь смешанная авиадивизия, включающая как ударную, так и истребительную авиацию, а разведчики-связники концентрировались в корпусных эскадрильях, то у немцев в подчинение армии передавались только разведчики и связники, оставляя ударную и истребительную авиацию в распоряжении воздушных флотов. Очень интересная тема, но для меня пока что общая картина неясна. Особенно перед войной и в первые дни войны. Ясно, что ударная и истребительная авиации в распоряжении воздушных флотов облегчает маневр силами и средствами, восполнения потерь, учёбу и т.д. и т.п. Но с другой стороны разве эти воздушные флоты действовали не в полосе какой то конкретной групы армий? Как у немцев осуществлялась работа авиации в пользу наземных войск? Разве они не придавали соединения авиации крупным соединениям наземных войск?

Lob: Типовой состав немецкого воздушного корпуса - истребительная эскадра, две-три эскадры ударной авиации, эскадрилья дальней разведки. Обычно 500-600 самолетов. Отвечает за фронт от ста до трехсот километров. Тут с нашей точки зрения самое интересное - полк связи корпуса. Первый батальон - телефонная и радио роты, а также рота, которая так и называется - представители люфтваффе в сухопутных войсках. Жалко состава не знаю. Об этих представителях ленивый только не писал. Они постоянно в передовых частях. У них собственная связь с корпусом и с самолетами, прилетающими на вызов. То есть в авиакорпусе минимум три таких группы по штату. Второй батальон связи авиакорпуса телефонно-кабельный. Третий тоже интересный. 7-я рота - радиолокационная. Их стали вводить в штат авиакорпусов с апреля 41-го, и к началу вторжения в СССР они были только во 2,5,8 корпусах. Тем не менее. 8-я рота - безопасность полетов ( распределение частот, позывных, радиомаяки итд), 9-я рота - радиоразведка. Теперь о содействии с группой армий. ЖБД 6-й танковой (об этом пишет Исаев). Рассеняй. 24-го июня в 8.30 заявка дивизии на удар штуками. В 9.45 отказ. Тем не менее в 13.00 удар штуками наносится. Фокус в том, что в 1-м воздушном флоте, который поддерживает 4-й танковую группу и 6-ю танковую дивизию, пикировщиков нет. Они есть в 8-м корпусе соседнего 2-го воздушного флота. В Сувалках ( около 150 км от Рассеняя). Получается, если жбд дивизии не ошибается, что за несколько часов заявка дивизии прошла в 1-й авиакорпус, оттуда в штаб 1-го воздушного флота, оттуда в штаб 2-го воздушного флота ( полоса другой группы армий), оттуда в штаб 8-го авиакорпуса, где ее приняли. Такая вот оперативная штабная работа. Второе. На следующий день в дивизию поступает перехваченная советская радиограмма от войск, с которым она воюет : «Мы полностью окружены, противник накрывает нас гаубицами, прошу помощи». Очень важная информация. Передал ее 31-й полк связи люфтваффе - корпусной полк 1-го авиакорпуса, та самая 9-я рота радиоразведки. То есть люфтваффелевцы, перехватив радиограмму, не положили ее в стопку с другими перехваченными "нас не касается", а понимая, как это важно для танкистов, передали по назначению. Такое вот боевое сотрудничество.

eppanzer: Lob пишет: Теперь о содействии с группой армий. Спасибо за ценные заметки. Очень показательные примеры. А как в принципе должна была происходить работа МК с авиаполками или смешанной авиадивизией?

Шерман: Организация разведывательной авиации Авиационной разведке германское командование придает исключительное значение. Ни одна операция наземных войск не проводится без предварительной тщательной авиационной разведки. Разведывательная авиация укомплектована отборным летным составом, имеющим большой боевой опыт. Командиры разведывательных групп по званию на одну - две категории выше командиров групп истребительной и бомбардировочной, авиации. Так, если командирами истребительных и бомбардировочных групп являются капитаны и реже майоры, то в разведывательной авиации группами командуют, как правило, подполковники. Лётный состав разведывательных отрядов состоит преимущественно из офицеров в чине от лейтенанта до капитана (лётчики-наблюдатели - все офицеры), в то время как в отрядах истребительной и бомбардировочной авиации прослойка офицеров среди лётного состава колеблется от 20 до 40% Вся разведывательная авиация Германии делится на дальнюю, ближнюю (войсковую) и морскую. Наиболее крупным организационным соединением является разведывательная группа. Состав групп по материальной части, состоящей на вооружении, числу отрядов и назначению неоднороден. Число отрядов в группе колеблется от трех до десяти, но нормально группа имеет три-пять действующих отрядов, остальные отряды находятся, по-видимому, в резерве (отдых, переформирование). Отряд состоит из 9-12 самолетов. Ближняя (войсковая) разведывательная авиация вооружена самолетами типа Хш-126, ФВ-189, Ме-109, Ме-110. Самым распространенным типом ближнего разведчика является самолет ФВ-189. Основным типом дальнего разведчика является самолет Ю-88. Кроме того, для дальней разведки используются самолеты До-215, До-217, Хе-111 и частично Ме-110. Для ночной разведки используются самолеты Ю-88, Ме-110, До-217 и До-215. За последнее время на вооружение отрядов ближней разведки начали поступать самолеты-истребители типа Ме-109. Каждый воздушный флот имеет одну - две разведывательные группы. Каждый авиакорпус имеет, как правило, не менее одной разведывательной группы. Кроме того, штабам воздушных флотов и корпусов, действующих на главных направлениях, придаются отряды верховного командования ВВС. Каждому армейскому корпусу, в зависимости от важности направления, придается один-два отряда ближней разведки. Танковым группам (армиям) придаются один отряд дальней разведки и один-два отряда ближней разведки. Танковому корпусу, в зависимости от важности направления, придается один отряд ближней разведки. В первые месяцы войны, в период наступления немецкой армии, в танковых группах, действовавших на решающих направлениях, отряды ближней разведки придавались отдельным танковым и мотомехдивизиям. Использование разведывательных групп в полном составе на одном направлении является исключением. Как правило, отряды одной группы придаются различным авиакорпусам и даже флотам. Частые перегруппировки авиации, в том числе и разведывательной, привели к тому, что большинство разведывательных групп действовало поотрядно на фронте шириною до 1500 км. В этих условиях командиры групп не могли руководить боевой работой отрядов, и последние получали задачи не из штаба гpyппы, а от соединения, которое отряд обслуживал. Во второй половине 1942 г. часть разведывательных групп, отряды которых были особенно рассредоточены, была расформирована. На базе расформированных групп были созданы группы с новой нумерацией, в которые были включены отряды разных групп, действующие на одном направлении. Эта реорганизация дала возможность командирам некоторых групп руководить боевыми действиями своих отрядов. Большинство же отрядов разведывательных групп продолжает действовать в отрыве от штабов групп, подчиняясь последним только по организационным вопросам. ------- Начальник 2-го отделения 2-го отдела Штаба ВВС Красной Армии подполковник Жданов ______ НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Москва 1944

Lob: В общем правильный отчет. Немного добавлю. Эскадрильи разведки действовали отдельно от штаба авиагруппы, за исключением морских разведчиков. Номер разведгруппы по сути только показывал, где эта эскадрилья сформирована, то есть земляки узнавали друг друга по этому номеру. Так как некоторые группы передислоцировались внутри германии еще до войны то в них, скажем, три эскадрильи были сформированы в одном городе, а три других в другом. Такое тоже бывало. Сами штабы групп перед войной были развернуты в колюфты, командуя всеми частями люфтваффе, приданными данной армии - разведчиками, связниками, зенитчиками. Весной 42-го на восточный фронт прибыли только что сформированные управления зенитных дивизий, которые "забрали" себе зенитчиков. Смысл колюфтов исчез, и их снова вернули в образ штабов групп аиаразведки, правда, уже в новом качестве. Если раньше в составе группы были эскадрильи как дальней, так и армейской разведки, причем в произвольном количестве, то теперь их решили специализировать. Когда-то разбирался с этим вопросом. Насколько помню, были расформированы колюфты 16-й и 18-й армий, а также групп армий "Центр" и "Юг". На базе оставшихся колюфтов и штабов внутри колюфтов для танковых корпусов (Gruppenfliegerstab) были сформированы 4 группы дальней авиаразведи (FAGr) и 16 групп ближней авиаразведки (NAGr). Соответственно первым подчинили все эскадрильи дальней разведки, вторым соответственно армейской. Нумерацию эскадрилий менять сразу не стали. Это делали потом постепенно и далеко не для всех. Например 5(Н)/A.Gr. 12 стал 2/NAGr2 только в марте 43-го, а многие эскадрильи довоевали до конца войны под своими изначальными номерами.

Шерман: Lob пишет: были сформированы 4 группы дальней авиаразведки (FAGr) и 16 групп ближней авиаразведки (NAGr) Спасибо за информацию. Если у Вас есть данные по составу групп ближней разведки (сколько и какие самолеты в них были) - то поделитесь? -------- Пример боевых действий войсковой авиации пограничных войск: 11-я отдельная авиационная эскадрилья Пограничных войск НКВД СССР В августе 1940 г передислоцирована с аэродрома Броды на остров Эзель - аэродром Курессааре. Состав 11-й оаэ на июнь 1941: 8 самолетов СБ, 1 УСБ и 2 МБР-2. Во второй половине дня 22 июня 1941 11-я оаэ получила приказ на проведение воздушной разведки и нанесение бомбового удара по частям немецкой 291-й пехотной дивизии, атаковавшим 5-ю комендатуру 12-го пограничного отряда в районе Руцава (южнее Либавы). В первом боевом вылете участвовали 3 экипажа - помощника командира эскадрильи капитана П.В. Самохина (ведущий), старшего лейтенанта Н.Г. Липницкого и старшего лейтенанта П.М. Любчича. На шоссе Руцава - Либава звено обнаружило немецкую механизированную колонну и подвергло её бомбардировке, после чего без потерь вернулось на свой аэродром. В результате внезапного бомбового удара, по официальным советским данным, колонна противника была рассеяна, понеся «значительные потери в живой силе и технике». В тот же день 11-я оаэ поступила в распоряжение коменданта БОБР и в течение 23 - 26 июня вела разведку прибрежных вод, стремясь не допустить попыток противника высадить десанты на наши острова, и прикрывала с воздуха подступы к ним. Согласно мобилизационному плану, 11-я оаэ вошла в состав ВВС РККА - 27 июня 1941 года 9 самолетов СБ перелетели из Курессааре на аэродром Вехма (Таллин), войдя в состав 4-й авиадивизии ВВС Северо-Западного фронта.

Lob: Шерман пишет: Спасибо за информацию. Если у Вас есть данные по составу групп ближней разведки (сколько и какие самолеты в них были) - то поделитесь? В общем я всю информацию у Холма брал. Так что подробности у него. Кстати, ошибку нашел. Не 4 группы FAGr сформировали в мае 42-го, а три. В целом состав групп NAGr не был постоянным. Обычно 3 эскадрильи, но бывало от 2 до 6 в зависимости от ситуации и выполняемой задачи. В то же время формировались новые эскадрильи NAGr либо в них переименовывались эскадрильи (H). Численость самолетов в эскадрилье тоже заметно колебалась в зависимости от ситуации. Как я понял типовым было 9 амолетов в эскадрилье ближней разведки и 12 в дальней. В дествительности в ближней разведке численность колебалось от 6 до 14 самолетов в эскадрилье, в дальней до 17. Я тут прикинул по Холму. У него информация не полная да я и где-нибудь глюканул, но для уяснения тенденции сойдет. 1.7.42 На востоке у немцев 667 самолетов разведчиков, из них 383 ближних и 252 дальних, остальные погодные. Состав ближних разведчиков ( эскадрильи однотипные, то есть в них как правило, если не идет перевооружение, только один тип самолета) BF110- 26, FW-189 - 186, Hs 126 - 171 1.7.43 На востоке 539 разведчиков, из них 321 ближний и 189 дальних. Состав ближних: Bf 109 - 74, BF 110 - 47, Fw 189 - 133, Hs 126 - 67 1.7.44 На востоке 430 разведчиков, из них 259 ближних и 126 дальних Bf 109 - 148, Bf 110 - 13, Fw 189 - 80, Hs 126 - 18 Причем есть такая тенденция - Bf 109 все в составе вновь формируемых либо переименованных эскадрилий NAGr, а рамы в основном в составе эскадрилий со старыми номерами (Н).

Lob: eppanzer пишет: А как в принципе должна была происходить работа МК с авиаполками или смешанной авиадивизией? Спросите что-нибудь полегче. Возьмем к примеру разведчиков из корпусной авиаэскадрильи. Разведчик Р-10 с пустым весом 2,1 тонны и движком в 730 лошадей должен тащить 300 кг бомб. Зачем столько разведчику? Вон костыль с тем же весом и движком в 850 лошадей тащит 150 кг, чтобы при случае что-нибудь штурмануть. Рама, гораздо мощнее, 200 кг. А здесь Р-10 больше на бомбардировщик похож - полетел, разведал, сбросил бомбы и полетел докладываться. Ведь выше процитировано, что разведку ведут все самолеты, так зачем специальные самолеты делать, буржуинам подыгривать? И наконец венец развития - основным разведывательным самолетом-разведчиком становится ББ-1, пустым весом в 3,2 тонны тащит 400 кг. Представьте - штурмовик Ил-2, специализированный самолет, гроза полей, пустым весом 4,3 тонны тащит 600 кг, а рядом разведчик ББ-1 тащит 400. Как говориться - и что вы об этом думаете. А для советских генералов явно именно это и надо. Так что как они представляли себе взаимодействие, сказать примерно можно, хоть и не уверенно. В каждой армии есть штаб ВВС армии, которой подчиняются все авиачасти. В реале июня 41-го это было по одной авиадивизии, но явно намечалось иметь по ходу дела дополнительные полки и даже дивизии, иначе зачем этот штаб. Другое дело что в реале после потерь лета 41-го стали не нужны и штаб ВВС армии, и штаб авиадивизии, что и было зафиксировано весной 42-го. А так система понятна - Мехкорпус делает заявку в штаб ВВС армии, та передает ее в дивизию, та выполняет. Другой вопрос как мехкорпус разведает, куда заказывать авиацию. Вот у немцев, как выяснилось в ветке по структуре пехотной дивизии, в батальоне связи есть специальный взвод, отвечающий за связь с другми видами войск. Ведь у танкистов, артиллерийстов, летчиков свои частоты, не пехотные. А в любой пехотной дивизии есть рация, работающая на частоте самолетов люфтваффе, и значит при ней постоянно сидит дежурный, следовательно, самолету-разведчику связаться с дивизией, над которой он в данный момент находится, технических проблем никаких. Как это решалось в красной армии, я не знаю. Пишут что-то про вымпелы, что с самолетов сбрасывали.

eppanzer: Lob пишет: Р-10 с пустым весом 2,1 тонны и движком в 730 лошадей должен тащить 300 кг бомб. Не вижу необходимости тащить эти бомбы в разведполет, а возможность нести разведчиками бомбы была мировая практика. И вообще для ближнего разведчика скорость не самое главное качество. Корпусные эскадрильи могли действовать и при господстве вражеской авиации, неся в полне терпимые боевые потери. Lob пишет: А так система понятна - Мехкорпус делает заявку в штаб ВВС армии, та передает ее в дивизию, та выполняет. Ну вот именно это мне и не понятно до конца. Вымпелы, донесения перед войной сбрасывали все, не только в КА. Но и в РККА были рации, отрабатывалось взаимодействие, вот тут поподробнее бы...

Lob: eppanzer пишет: Ну вот именно это мне и не понятно до конца. Вымпелы, донесения перед войной сбрасывали все, не только в КА. Но и в РККА были рации, отрабатывалось взаимодействие, вот тут поподробнее бы... Рации на самолеты, как и на танки, стали ставить практически прямо перед войной. Танковая рация Fug-5 принята немцами на вооружение в 1938-м, основная авиационная Fug-10 в 1937. То есть в массовом порядке рации стали использовать вот-вот, всего несколько лет назад вымпелами обходились. Для немцев и прочих буржуинов вопросов не было - самолет без рации не самолет. А вот для советских генералов это был вопрос - нужна рация, занимаюшая место и дающая лишний вес, или лучше вместо нее побольше оружия. Здесь показательно постановление ГКО № 441 от 9.08.41. Война идет полтора месяца. Опыт показал, что штурманы СУ-2 несут большие потери из-за отсутствия бронирования. Осюда решение ГКО - поставить дополнительные 8,5 мм бронелисты вокруг штурмана, прочую мелочь, а для того, чтобы оставить грузоподьемность прежней, снять лишнее - конкретно рацию и радиополукомпас. Вот так у нас войну в воздухе представляли.

eppanzer: Lob пишет: Для немцев и прочих буржуинов вопросов не было - самолет без рации не самолет. Понимать понимали, но в ВВС Польшы голодрадиостанций был чувствителен, насколько помню, и во Франции далеко не все самолеты летали с радио. Даже если радио имелось у самолетов, то не хватало в пехоте. Кстати, большинство разведданных передавались по возвращении, а не по радио. Велся анализ фотографий.

Шерман: Войсковая авиация ЗапОВО (июнь 1941): 1-я отдельная корпусная авиаэскадрилья (1-й стрелковый корпус) Состав: 13 самолетов Р-3ет и 5 самолетов СБ. ------- 4-я отдельная корпусная авиаэскадрилья (4-й стрелковый корпус) Состав: 14 самолетов Р-3ет, 1 самолет Р-5 ССС и 6 самолетов СБ. -------- 5-я отдельная корпусная авиаэскадрилья (5-й стрелковый корпус) Состав: 13 самолетов Р-10 , 7 самолетов У-2 и 1 самолет УТИ-4. ---------- 10-я отдельная авиаэскадрилья пограничных войск (22.06.41 вошла в состав 9-й сад) Состав: 13 самолетов Р-10, 1 самолет У-2 и 1 самолет УТИ-4.

Lob: Шерман, спасибо. А еще информация по КАЭ есть?

Шерман: 106-я отдельная корпусная авиаэскадрилья (6-й механизированный корпус) Сформирована в 1940 г в соответствии с директивой наркома обороны СССР от 25 июля 1940 г. в Витебске из состава 70-й авиабригады, 18-го и 77-го отдельных авиазвеньев связи. Выдержка из директивы: «…Приказываю реорганизовать ВВС округа, руководствуясь следующими указами: 1. В составе Военных Воздушных Сил Красной Армии иметь: в) корпусные авиационные эскадрильи в составе 5 звеньев, из них 3 звена корректировщиков и 2 звена связи. Существующие авиазвенья стрелковых дивизий упраздняются, и обслуживание самолетами связи дивизий возлагается на корпусные авиационные эскадрильи. г) сформировать 5, 4, 1, 28, 21, 47, 6 и 106 корпусные авиационные эскадрильи по штату № 15/407 в составе трех корректировочных звеньев и двух звеньев связи для 5, 4, 1, 28, 21 и 47 стрелковых корпусов, 6 мехкорпуса и 6 кавкорпуса. На формирование эскадрилий обратить звенья связи стрелковых дивизий и 2, 11, 12 корректировочные отряды. Дислокация корпусных эскадрилий, усмотрением командующего округом в соответствии с дислокацией корпусов; д) авиазвенья связи при стрелковых, кавалерийских и механизированных дивизиях — расформировать и обратить на укомплектование корпусных эскадрилий… 6. Изложенные выше мероприятия осуществить в следующие сроки: в) формирование корпусных авиаэскадрилий и санитарной эскадрильи — к 1.10.40 г…» ------- Дислокация на июнь 1941 – аэродром Кватеры (20 км западнее Волковыска). Состав 106-й окаэ на 22 июня 1941 - 13 самолетов Р-3ет и 5 самолетов СБ.

Lob: Н-да, интересно, что СБ в экадрильях корпусной разведки-связи делают. Даже ББ-1 и то вопрос. В общем, есть такая занимательная цифирь. Согласно данным, ходящим по инету, в 1944 году немецкая авиация на востоке совершила следующее количество боевых вылетов: истребительная - 64653 бомбардировочная-штурмовая - 222546 разведывательная - 55374 всего 342573. Ничего нереального не вижу. Жаль, по другим годам цифр нет. Придется анализировать то что есть. По холму, среднестатистическая цифра немецких самолетов на востоке в 1944 : истребители - 479, ударные - 1329, разведывательные - около 500. То есть сравнение этих цифр дает нам во-первых, что нельзя верить советским ВНОС , зафиксировавшим в 1944 году 257746 прлетов вражеской авиации. Получается, каждый третий вражеский самолет не замечали или за свой принимали. Во-вторых, среднее количество вылетов за год у немцев в истребительной авиации - 135, ударной - 167, разведывательной - 121. Все познается в сравнении. Берем те же числа по советской авиации из сборника "Советская авиация в цифрах". исключив самолетовылеты ПВО и ГВФ ( 1944 год), получим 951323 боевых вылета. Вроде подавляющее преимущество, в 2,8 раза. Рассмотрим подробнее. По ВМФ точных данных по годам нет, поэтому с точность в несколько тысяч. Перехват, сопровождение, прикрытие войск, коммуникаций и прочие истребительные задачи - около 334 тыс самолетовылетов Действия по наземным и морским целям - 443 тысячи, транспортировка и спецзадания еще около 44 тыс - ударная авиация. Разведка - 130 тыс боевых вылетов. Тут правда тонкость, собственно разведчиками проведено только около 37 тысяч самолетовылетов, истребителями на разведку - 52 тыс, штурмовиками и бомбардировщиками - 41 тыс. Опять же из сборника среднегодовая численость истребительной авиации 5030 самолетов, ударной - 6047, разведывательной - 584. Что дает с учетом разведвылетов в на самолет истребителям - 76 вылетов, ударным - 87, разведчикам 63 вылета в год. Из вышеизложенного, на мой взгляд. следует два вывода: Первый - тезис о том, что немцы летали примерно в два раза чаще, соответствует действительности. Второй : даже в 1944 эффективность поддержки наземных войск со стороны немецкой авиации лишь немногим уступала советской. Судите сами - немецкая ударная авиация произвела 222 тыс боевых вылетов, советская без вылетов на разведку, которой немецкая ударная авиация не занималась, 488 тыс, в 2.2 раза больше. Причем вроде никто не спорит с тем, что грузоподьемность у немцев минимум в полтора раз больше. Таким образом, тоннаж сброшенных в 1944 году бомб советской и немецкой аивиации имеют соотношение примерно 1,5 к 1. Не удивлюсь, если еще меньше. Такой параметр, как точность бомбометания вообще оценить невозможно. Разведавиация совершила в 2,3 больше вылетов, из них примерно половину на специально оборудованных самолетах. То есть эффективность ее действий тоже не в разы выше немцев. Ну а истребители земли не касаются, они своими внутриавиационными делами занимаются. Все это, на мой взгляд, заставляет несколько по иному посмотреть на известные утверждения о подавляющем превосходстве советской авиации в 1944 году.

Шерман: Lob пишет: Н-да, интересно, что СБ в экадрильях корпусной разведки-связи делают. Даже ББ-1 и то вопрос. Они там по штату, наверное. А делают то же самое, что и ББ-22* и СБ в разведывательных авиаполках - ведут ближнюю (войсковую и оперативную) разведку... Причем, по плану с началом войны эти разведполки развертывались в отдельные разведывательные эскадрильи (армейские и корпусные) и в отдельные эскадрильи связи (армейские). Что касается ББ-1* - что должен делать новейший (и секретный на то время) ближний бомбардировщик в корпусных эскадрильях, которые тогда комплектовались по "остаточному принципу"? ------ * С декабря 1940 г ББ-22 называются Як-2 и Як-4, а ББ-1 => Су-2.

Lob: А кто дожен был отвечать за связь штаба фронта? Насколько понимаю, АГОН не были импровизацией. а изначально планировались. В них были как транспортные, так и связные самолеты.

Шерман: Lob пишет: Разведавиация совершила в 2,3 больше вылетов, из них примерно половину на специально оборудованных самолетах. То есть эффективность ее действий тоже не в разы выше немцев. Ну а истребители земли не касаются, они своими внутриавиационными делами занимаются. Сколько спорных тезисов в двух предложениях... 1. Большая грузоподъемность - не равно большая эффективность. 2. Эффективность разведки определяется не количеством вылетов (ими определяется количество наград для летчиков). 3. Истребители - также ведут разведку, штурмуют и бомбят (но главное - уничтожают авиацию противника, и таким образом "касаются земли"). ----------- Вопрос не в том, чтобы летать больше, чем летает противник, а вопрос в том, чтобы летать с большим толком, чем летает противник, вопрос в том, чтобы иметь за собой больше выполненных и использованных задач для продвижения армии вперед.

Lob: Шерман пишет: Сколько спорных тезисов в двух предложениях... Согласен, тезисы спорные. Выше указал, что нет цифр, по которым можно было бы оценить точность бомбометания и важность уничтоженных целей. Тут еще и дата важна. Мой любимый пример. Штаб Западного фронта с лета 1941 располагался в Касне в бывшей дворянской усадьбе. Все как положено - парк, озеро, чистые алеи и прочая красота. Немцы, лопухи, о расположении штаба не знали. Все было спокойно. А затем утром прилетели 18 Ю-88 и разнесли штаб. Расслабленные зенитчики все проспали. Особенно досталось полку связи. Всего в штабе погибло 20 офицеров, из них три полковника, половина погибших связисты. Что произошло со связью, догадаться несложно. осталось назвать день бомбежки - 2 октября 1941. День начала Тайфуна. Днем раньше днем позже бомбежка имела бы совсем другой эфффект. Так что оценивать эффективность бомбардировщиков по сброшенному тоннажу, как и эффективность разведчиков по количеству вылетов, согласен, нельзя. Но других цифр нет, так что приходится пользоваться этими. Это пусть косвенная, но оценка.

Lob: Истребители вообще тема отдельная. Возьмем тот же 1944. Из 334 тыс "истребительных" вылетов советских истребителей на сопровождение около 167 тысяч, на прикрытие войск-коммуникаций 143 тыс. Остальное перехват, свободная охота и тд. У немцев начиная с 1940 года совершенно другая система, основаная на применении радаров. Начиная с 1942 года вдоль фронта стоят около полута десятков спарок Фрея-Вюрцбург. Фрея - радиолокационная станция обнаружения дальностью 120-150 км в зависимости от высоты цели. Вюрцбург - станция целеуказания дальностью до 70 км ( частота в три раза выше). Располагаются обычно на расстоянии 20-30 км от линии фронта, то есть видят советскую територию более чем на сотню километров. То есть видят все аэродромы истребителей и штурмовиков. То есть видят, как взлетают советские штурмовики. Пока штурмовики взлетят, пока дойдут до аэродрома истребителей, пока те взлетят, пока дойдут до линии фронта, немецкие истребители уже в воздухе. Можно даже успеть чашечку кофе перед вылетом выпить. Отсюда жалобы, что немецкие истребители атакуют наших еще на подходе к линии фронта. При такой системе нет неоходимости в вылетах на прикрытие войск. С сопровождением аналогично. Благодаря радарам немцы видят, сколько русских истребителй в районе намеченной бомбежки. Соответственно присылают необходимой количество истребитлей, чтобы атаковать советские истребители за несколько минут до того, как подойдут свои бомберы. Причем пришлют грамотно. если русских двое, пришлют четверых. если четверо - восьмерых итд. Четверых против четверых или восьмерых против двух присыласть не будут. Отсюда жалобы, что немцы часто бомбят наши войска без собственного истребительного прикрытия. Действительно, зная, что в намеченном районе русских истребителй нет, и по опыту зная время русской реакции, можно и без истребителей обойтись - зачем зря дефицитную технику гонять. Отсюда и известная разница в проценте воздушных боев. У наших асы в основном имеют один бой на пять вылетов. у немцев два боя на три вылета. Это именно разница в системе использования истребительной авиации.

Шерман: 314-й отдельный разведывательный авиаполк Аэродром базирования – Слоним (Барановичи). Состав на 22 июня 1941 – 19 самолетов Як-2 и 34 самолета Як-4. ---------- Выдержка из "Записки по плану действий войск в прикрытии на территории ЗапОВО": «…VII. План использования ВВС округа 2. На 1 июня в округе имеется следующее количество авиачастей, которые могут быть использованы по плану прикрытия госграницы: а) истребительных авиаполков - 12; б) бомбардировочных авиаполков - 12; в) штурмовых авиаполков - 2; г) разведывательных авиаполков - 2; д) корпусных авиаэскадрилий - 9. 5. Разведывательная авиация: а) корпусные авиаэскадрильи (каэ) в основном укомплектованы до штатной потребности, но имеют на вооружении старую матчасть (самолеты типа Р-Зет), сильно изношенную. По штату положены самолеты типа СБ, но на сегодня нет ни одного самолета. При наличии у противника новых типов самолетов каэ могут решать задачи по разведке только под сильным прикрытием нашей истребительной авиации и при наличии абсолютного господства в воздухе нашей авиации. б) Кроме каэ в округе имеются два разведывательных авиаполка, но они на сегодня не укомплектованы матчастью, имеющиеся самолеты, за исключением СБ, которых в обоих полках 21 самолет, не приспособлены к фотографированию. Усилить армии разведывательной авиацией не представляется возможным, оба полка остаются в распоряжении начальника штаба округа. Разведка будет вестись централизованно, с учетом задач в интересах армий, по их заявкам; в) основные задачи по разведке возложить на боевую авиацию, которая, ведя разведку на себя, будет обеспечивать и вести разведку в интересах армий и округа…»

Шерман: eppanzer пишет: как в принципе должна была происходить работа МК с авиаполками или смешанной авиадивизией? 24 июня 1941 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ С НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ I. Основные положения 1. Успех взаимодействия авиации с наземными войсками обеспечивается: – взаимной договоренностью и совместным планированием боевых действий командирами взаимодействующих соединений и их штабов; – организацией непрерывной и надежной связи на весь период операции (боя); – постоянной взаимной информацией об изменениях наземной и воздушной обстановки. II. Подготовка операции 2. Организация связи осуществляется начальником связи общевойскового соединения совместно с начальником связи авиационного соединения на основе указаний вышестоящего штаба (армии или фронта), организующего их взаимодействие. Полотнища «Попхема», имеющиеся на командных пунктах войсковых командиров, должны быть широко использованы для связи с взаимодействующей авиацией. 3. Служба делегатов авиационного командования организуется штабом авиационного соединения. Наличие делегатов при общевойсковом штабе обязательно во всех случаях взаимодействия независимо от того, придано ли авиационное соединение общевойсковому соединению или только поддерживает его. 4. Делегатами авиационного командования при штабах наземных войск назначаются ответственные командиры авиационного соединения, тактически грамотные и хорошо разбирающиеся в наземной обстановке. В особо важных случаях делегатом командования должен быть заместитель командира авиационного соединения. 5. Делегат авиационного командования при общевойсковом командире обязан: – всегда быть в курсе обстановки; – обеспечить командиру своего соединения бесперебойную связь и своевременную информацию о всех изменениях в воздушной обстановке и о предполагаемых действиях наземных войск; – своевременно доставлять на командный пункт командира авиационного соединения приказы и распоряжения общевойскового командира; – постоянно следить и знать, когда и с какой задачей вылетела своя авиация и где находятся свои наземные войска; – знать состояние и готовность частей авиационного соединения и по требованию докладывать общевойсковому командиру; – информировать общевойсковой штаб о вылетах авиации на выполнение боевой задачи; – при резком изменении наземной обстановки перенацеливать (по радио или полотнищем на контрольно-пропускном пункте) самолеты, находящиеся в воздухе; – принимать меры к подысканию посадочных площадок в районах командного пункта общевойскового командира и контрольно-пропускного пункта; – руководить работой контрольно-пропускного пункта; – передавать на командный пункт командира авиационного соединения данные о погоде. 6. Делегат авиационного командования находятся при штабе или на командном пункте командира общевойскового соединения, имея при себе плановую таблицу взаимодействия. Как правило, он должен иметь двух помощников: по оперативной части и по связи. Делегат пользуется всеми имеющимися средствами связи общевойскового штаба. 7. В подготовительный период командир авиационного соединения и его штаб организуют изучение района предстоящих боевых действий: – по картам крупного масштаба; – по ориентирным схемам, фотосхемам и данным разведки (воздушной и наземной); – рекогносцировкой переднего края командирами частей (подразделений и их штурманами) с наблюдательных и командных пунктов общевойсковых командиров; – специальными вылетами для изучения поля боя. Перед каждым вылетом, как правило, летный состав должен проверяться в знании обстановки, точного места расположения своих войск, особенно переднего края, целей и сигналов взаимодействия с наземными войсками. 8. Для предотвращения удара авиации по своим войскам и обстрела наземными войсками своих самолетов организуется служба безопасности. Она обеспечивается: – хорошо налаженной обоюдной связью между авиацией и наземными войсками; – твердым знанием наземными войсками силуэтов своих самолетов (особенно начальствующим составом); – установлением опознавательных сигналов для наземных войск и авиации; – своевременным выкладыванием опознавательных сигналов наземными войсками (по приказанию начальника, по требованию самолета и по собственной инициативе при появлении своих бомбардировщиков); – своевременным предупреждением наземных войск (особенно системы противовоздушной обороны) о всех вылетах и маршрутах полета своей авиации; – пролетами линии фронта через установленные входные и выходные ворота; – твердо установленным порядком открытия огня по самолетам. 9. Опознавательные сигналы разрабатываются общевойсковым штабом совместно со штабом авиационного соединения на этап или на день и периодически меняются в зависимости от обстановки. 10. Для обозначения переднего края и передовых частей наземными войсками применяются следующие сигналы. Днем – угольники из полотнищ размером 2 X 6 м, дымовые шашки, световые сигналы, ракеты и другие пиротехнические средства. При действиях наземных войск в лесистой местности сигнализация полотнищами нецелесообразна вследствие их плохой видимости с воздуха; в данных условиях большое значение приобретают дымы и световые сигналы. В исключительных случаях можно использовать полотнища как дублирующее средство связи. В этих случаях взаимодействие должно быть организовано по ясно видимым и характерным ориентирам (просеки, опушки и другие). Ночью – фонари «летучая мышь», ракеты и другие пиротехнические средства. Световое обозначение переднего края своих войск применяется исключительно для облегчения перелета линии фронта, а не для организации ударов авиации по передовым частям противника. При световом обозначении должны быть соблюдены все правила маскировки, исключающие возможность наблюдения сигналов со стороны противника. Самолеты разведки и наблюдения являются одним из главных средств общевойскового командира и командира авиационного соединения для получения сведений о достижении передовыми частями наземных войск намеченных рубежей. 11. Основное требование к авиации при взаимодействии с наземными войсками – своевременное оповещение наземных войск о всех боевых вылетах, перелете линии фронта через входные и выходные ворота, своевременная подача установленных сигналов для вызова наземных войск и обозначения себя. Для обозначения себя самолеты применяют следующие сигналы: – днем на высотах до 2000 м – ракеты установленного цвета и эволюции (виражи, пике – горка), свыше 2000 м – только ракеты; – ночью – ракеты, а на малых высотах – навигационные огни. 12. Для обеспечения своевременного появления бомбардировщиков над целью при тактическом взаимодействии с наземными войсками организуется система контрольно-пропускных пунктов и районов ожидания. Контрольно-пропускной пункт организуется штабом авиационного соединения (части) при помощи штаба общевойскового соединения (корпуса, дивизии), с которым осуществляется взаимодействие. Непосредственное руководство работой контрольно-пропускного пункта возлагается на делегата авиационного командования при общевойсковом командире. 13. Контрольно-пропускные пункты предназначены для передачи самолетам в воздухе разрешения или запрещения следовать на цель, а также кратких приказаний в случае резкого изменения обстановки и задач; перенацеливание самолетов в воздухе допустимо только в крайних случаях. Контрольно-пропускные пункты с их районами ожидания располагаются на таком удалении от линии фронта, чтобы не дать возможности противнику наблюдать с земли и обстреливать зенитной артиллерией самолеты, находящиеся в воздухе. 14. Контрольно-пропускные пункты должны иметь следующий личный состав: начальника контрольно-пропускного пункта, радистов для обслуживания рации 3 человека, телеграфистов 2 человека, связистов-наблюдателей для выкладывания сигналов самолетам и наблюдения за воздухом 3 человека. Кроме того, они должны иметь следующее имущество: рации для работы с самолетами и штабом авиационного соединения; автомобиль для имущества и личного состава при перемещении контрольно-пропускного пункта, для связи с делегатом авиации и для исправления телефонной линии; набор полотнищ, ракет, дымовых шашек, фонарей и 1-2 малых прожектора. В районе контрольно-пропускного пункта должна быть выбрана и подготовлена площадка для посадки одиночных самолетов. Контрольно-пропускной пункт должен иметь надежную телефонную связь с делегатом авиационного соединения при общевойсковом командире.

Шерман: 15. Порядок работы контрольно-пропускного пункта: – делегат авиационного командования, получив извещение о вылете самолета, немедленно передает приказание на контрольно-пропускной пункт – какой сигнал выложить на земле и какой сигнал передать по радио; – если начальник контрольно-пропускного пункта получил сигнал по радио с аэродрома или с самолетов, уже вылетевших на здание, он немедленно докладывает делегату авиационного командования и. получив от него приказания, передает соответствующие сигналы; при отсутствии связи с делегатом начальник контрольно-пропускного пункта направляет самолеты на другой контрольно-пропускной пункт выкладыванием соответствующего сигнала и передачей по радио, так же поступает и при появлении без предупреждения своей авиации. 16. Для вызова своей авиации устанавливаются следующие сигналы [...] 17. При организации взаимодействия авиации с наземными войсками назначение входных и выходных ворот является обязательным. Ворота обычно назначаются на пассивных участках фронта, наименее насыщенных средствами противовоздушной обороны противника. Они по возможности выбираются в районе ориентира, хорошо наблюдаемого с воздуха. Смена ворот производится периодически в зависимости от изменения наземной и воздушной обстановки. Авиация, приданная конно-механической группе, пользуется воротами на участке того стрелкового корпуса, где конно-механизированная группа входят в прорыв. Твердое знание границ ворот является обязанностью всего летного состава и начальствующего состава наземных войск. 18. Личное взаимное общение командиров взаимодействующих соединений и их штабов приобретает исключительно важное значение. При взаимной договоренности должны быть предусмотрены и разрешены следующие основные вопросы: – уточнение задачи по месту, времени и объектам действия; – организация воздушной разведки в интересах общевойскового командования и разведки на себя; – оценка наземного и воздушного противника; – районы, намеченные для аэродромного базирования на операцию или отдельный ее этап. 19. При взаимодействии с наземными войсками на поле боя особенно тщательно должны быть организованы совместные действия с артиллерией. Необходимо предусмотреть при этом случаи, когда авиация действует совместно с артиллерией по одним и тем же целям или когда она поражает цели, не обстреливаемые артиллерией. Во всех случаях командир авиационного соединения (части) обязан уточнить с общевойсковым командиром и начальником артиллерии порядок в характер своих действий. 20. При атаке самолетами переднего края обороны противника с пикирования артиллерия всех групп (дальнего действия, поддержки пехоты, батальонная) и минометы прекращают ведение огня по переднему краю. При этом удаление своей пехоты от переднего края должно быть не ближе 500-600 м. При действиях по переднему краю бомбардировщиков с горизонтального полета высота должна быть не ниже 1000 м, удаление пехоты – не ближе 1 км. Артиллерия групп дальнего действия и минометы огонь прекращают, но артиллерия групп поддержки пехоты может вести огонь по переднему краю. В данном случае огонь артиллерия поддержки пехоты обозначает для авиации линию переднего края обороны противника. 21. При взаимодействии с артиллерией особенно важно увязать боевую деятельность авиации по времени, месту и высоте с тем, чтобы обеспечить свои самолеты от возможности поражения их снарядами высоких траекторий. К плановой таблице боя общевойскового штаба прилагается схема распределения целей между авиацией и артиллерией. Цели должны иметь единую общую нумерацию. 22. При взаимодействии с наземными войсками на поле боя самолеты могут быть использованы для целеуказания наземным войскам тех объектов, которые угрожают им или являются объектами их атаки. Целеуказание осуществляется ракетами, пикированием и другими эволюциями самолета. В особых случаях могут выделяться специальные самолеты наведения. К этой задаче в первую очередь привлекаются прикрывающие истребители. В свою очередь наземные части осуществляют целеуказание авиации, находящейся в воздухе, путем передачи по радио, выкладыванием стрел из полотнищ или огневыми налетами артиллерии с обозначением рубежей воздействия стрельбой дымовыми снарядами с разрывами на высоте не выше 25 м.

Шерман: III. Управление действиями взаимодействующей авиации 23. В интересах обеспечения взаимодействия с наземными войсками штаб авиационного соединения организует и ведет непрерывное изучение наземной и воздушной обстановки. Знание обстановки достигается непрерывным изучением боевых приказов, разведывательных сводок, оперативных сводок и других оперативных документов подчиненных штабов и соединений, а также наземных войск. Донесения о ходе боя и о действиях наземных войск штаб авиационного соединения получает от делегата авиационного командования при штабе наземных войск. Помимо сведений об обстановке, получаемых из различных источников, штаб авиационного соединения организует разведку на себя. 24. Основой управления авиацией, взаимодействующей с наземными войсками, являются план и связь. 25. Авиационное соединение (часть), выполняя свои задачи по плану, должно быть в постоянной готовности к действиям по вызову с командного пункта общевойскового командира. Командир авиационного соединения (части) в зависимости от места своего нахождения (аэродром или командный пункт) отдает приказание на вылет в этом случае устно или сигналом. Штаб авиационного соединения не будет иметь времени на отдачу письменного приказа. Он должен системой предварительных распоряжений и систематическим контролем знания обстановки подготовить части (подразделения) к немедленному вылету по вызову. Наряду с систематическим контролем штаб авиационного соединения обязан непрерывно информировать части (подразделения) о всех изменениях в обстановке и положении наземных войск. 26. Организация вызова авиации отрабатывается до начала операции (боя). При организации вызова предусматривается порядок и сигналы вызова, целеуказание и район действий. При вызове авиации необходимо учитывать время на пролет с аэродрома к цели. ----------- Начальник штаба военно-воздушных сил Северного фронта генерал-майор авиации НЕКРАСОВ

Lob: Интересный вопрос - обеспечение работы авиации. А по нему информации практически нет. В статьях, что читал по этому делу, ссылаются как на источник информации Швабедиссена и прочих немцев! Нашей работы по этому вопросу не видел. Так, отрывки из обрывков. В общем, с горя взялся анализировать перечень войск, благо там есть информация о вхождении частей в действующую армию. получилось следующее: Первоначально советские ВВС пытались строить по немецкому принципу - отделить части ремонта и снабжения от собственно боевыхчастей. Для этого все наземные части были подчинены районам авиационного базирования (РАБ) ( 25 на 22.6.41). В состав РАБ входили собственная рота связи отдельный батальон связи (30) головной авиационный склад ( 24) 1-2 инженерно-аэродромных батальона (ИАБ) ( 38), - новые аэродромы 9-10 аэродромно-технических рот (230) - техническое обслуживание имеющихся аэродромов и 4-5 авиабаз ( 119) В состав авиабаз обычно входили 4 батальона аэродромного обслуживания ( 454), которые обеспечивали снабжение и ремонт авиатехники. Кроме того, в ВВС фронта был собственный склад авиабоеприпасов и стационарные авиационные мастерские (166 на все ВВС) для среднего ремонта самолетов. Вся эта система видимо была хороша для большого количества самолетов, но для того количества, что осталось к концу лета, была слишком громоздка. Поэтому 24.8.41 был издан приказ о новой организации тыла Согласно этому приказу устранялись управления авиабаз , но зато резко увеличивалось количество РАБ. БАО сокращались числом с 473 до 255, увеличиваясь по штату в личном составе. Новая система выглядела следующим образом (январь 1942) ВВС фронта имели - склад боеприпасов( 15), половина имели технический склад (7). ВВС фронта имели 3-4 РАБ (46), в каждом головной авиационный склад (42) - около 12 боекомплектов 2 отдельных батальона связи (86) инженерно-аэродромный батальон (44) автотранспортный батальон (30), начали формироваться с августа 4 аэродромно-технических роты ( 190) полевую кассу Госбанка ( с августа) военно-почтовую станцию 6 БАО (282) Данная система явно привела к изменению структуры БАО, из которых забрали роты связи. Это оказалось неудобно, и уже в феврале батальоны связи стали расформировывать, видимо , вводя роты связи в состав БАО. Еще более странная история с отдельными аэродромно-техническими ротами. Они исчезают из перечня в конце апреля 1942 - начале мая с примечанием "расформирована". Только в сентябре 1942 появляются отдельные аэродромно-технические команды. В начале 1943 система выглядит следующим образом: Заместителю командующего воздушной армии по тылу подчиняются: авиационный склад боеприпасов (16) технический склад ( 11) стационарные ремонтные мастерские - более полутора сотен 4 РАБ (51) в каждом: рота связи, полевая касса Госбанка, военно-полевая почта, прачечный отряд ( с ноября 1942) головной авиационный склад (46) инженерно-аэродромный батальон (55) автотранспортный батальон (44), 3-4 аэродромно-технических команды (171) 5-6 БАО (293) 2-3 техкоманды по уборке аварийных самолетов (102) начали формироваться с начала 1942 года В феврале выходит постановление ГКО, согласно которому все части техобслуживания из подчинения тыла ВВС уходят в подчинение инженерно-авиационной службы ВВС. Из состава БАО были выведены ПАРМ и направлены в состав авиачастей, САМ также переданы в ИАС. При этом команды по уборке аварийный самолетов удалось отстоять. Осенью 1943 они были переформированы в трофейно-эвакуационные роты. Тогда же в состав РАБ был введен полевой военно-хозяйственный склад. По сути, этой структурой воевали до конца войны. Теперь РАБ отвечали только за снабжение и содержание аэродромов. Также в начале осени 1943 аэродромно технические команды были переформированы в аэродромно-техничксие роты с резким увеличением их числа. Приведу структуру на начала 1944 года Зам командующему воздушной армии по тылу подчиняются авиационный склад боеприпасов (9) и технический авиационный склад (10) 3-4 РАБ (47), в каждом рота связи, полевая касса Госбанка, военно-полевая почта, прачечный отряд головной авиационный склад (52) полевой-военно хозяйственный склад (47) инженерно-аэродромный батальон (56) автотранспортный батальон (46), трофейно-эвакуационная рота (47) 6 отдельных аэродромно-технических рот (299) 6 БАО (293) Дальше только мелкие улучшения - в феврале 1944 ввели в состав РАБ зенитно-пулеметную роту, в конце февраля 1945 - команду по сбору трофейных боеприпасов. Вот и все, что у меня получилось из анализа перечня войск.

Шерман: Lob пишет: 9-10 аэродромно-технических рот (230) - техническое обслуживание имеющихся аэродромов Директива Генерального штаба Красной Армии Командующему войсками ЗапОВО и начальнику Главного управления ВВС Красной Армии о формировании 11 отдельных аэродромно-технических рот в ЗапОВО 3 декабря 1940 г. [...] В целях обеспечения постоянной готовности оперативных аэродромов для приема авиационных частей народный комиссар обороны СССР приказал: 1. К 1.3.1941 г. сформировать одиннадцать отдельных аэродромно-технических рот по штату № 15/957, общей численностью 78 чел. каждая. Ротам присвоить номера с 35 по 45 включительно... 2. Организовать службу аэродромно-технических рот таким образом, чтобы каждый аэродром, на котором будут находиться эти роты, был бы в состоянии обеспечить работу одного авиаполка. [...]

Шерман: С первого дня войны советская авиация (в том числе и фронтовая) вела разведку: "Разведсводка № 02 Штаб 18 аддд Скоморохи 22.6.41 20.30 Боевым вылетом одного самолета 90 дбап разведка на себя установлено 16.32 Грубешув взлетел самолет неустановленного типа с площадки Чумув (5 км ю.в. ст. Грубешув). На ж.д. ст. Грубешув пять ж.д. составов без паровозов. 16.28 – 16.32 колонны танков, бронемашин и автомашин двигались из разных направлений на Грубешув, одна колонна Ярославец – Копылув (12 км с. Грубешув), вторая колонна Тератыни – Грубешув, третья колонна Теребен (10 км ю.з. Грубешув) - Грубешув, четвертая колонна Меняны (10 км ю. Грубешув) – Грубешув по двадцать – тридцать машин в каждой колонне. 16.33 колонна танков и бронемашин пятнадцать – двадцать штук стояла на дороге Устилуг, Владимир-Волынский, вторая колонна до пятидесяти танков и бронемашин выдвигалась из Грубешув голова колонны Устилуг. 16.33 – 16.35 в пунктах Честный и Бушковичи (15 км ю.в. Владимир-Волынский) несколько очагов пожара. 14.25 Н=1500 Скоморохи с курсом 180 пролетел самолет Ю-88. 15.35 Н=150 Шумск (10 км ю.з. Житомир) самолет У-2 шедший со Скоморохи в Броники обстрелян зенитным огнем, сделал вынужденную посадку. Погода в районе Грубешув: облачность три балла Н=1000 м. Вывод: […] Начальник штаба 18 аддд Подполковник Кучеренко "

Шерман:

Шерман:

Админ: Интересно - сколько их было выпущено и сколько потеряно на Восточном фронте?!

eppanzer: А ведь самолетик худенький, медленныйю Но оказывается, что для ближней, тактической разведки вполне хватало и такого.

KUF: eppanzer пишет: самолетик худенький, медленный Но оказывается, что для ближней, тактической разведки Так оно и есть. Если в дальнеразведывательной авиации Германии применялись самолеты различных типов, то в отрядах ближней разведки до 1943 г. по существу летали только две модели: Hs 126... Эта машина стала одной из первых разработок авиационного отдела фирмы "Хеншель", ранее занимавшейся строительством паровозов. Работа над ней началась еще в 1933 г., когда было выдано техническое задание на проектирование нового ближнего разведчика для замены морально устаревшего биплана "Хейнкель" Не-46. Особый упор в задании делался на взлетно-посадочные характеристики и поведение машины на малых скоростях. На мой взгляд - Hs.126 остался в истории примером хорошей машины, спроектированной талантливыми инженерами в рамках ошибочно выбранной общей концепции. Это и обусловило его относительно короткий век. Самолеты подобного типа были в 30-х гг. широко распространены в ВВС многих стран. По концепции к "Хеншелю" очень близки, например, английский "Лайсендер" и польская "Мева". Админ пишет: сколько их было выпущено К началу Второй мировой войны люфтваффе располагало 275 Hs.126. Для атаки на Польшу немцы сосредоточили в общей сложности 13 эскадрилий Hs.126. В условиях слабого противодействия польских истребителей и зенитчиков "Хеншели" успешно осуществляли тактическую разведку. Потери немцев были невелики (7 машин). В мае 1940 г. 10 эскадрилий ближних разведчиков участвовали во французской кампании. Всего на 11 мая в строю имелось 277 Hs.126, из которых боеспособными были 251. Однако англо-французские истребители (да и летчики) не шли ни в какое сравнение с поляками. Потери Hs.126 начали расти уже с начала 1940-го. Скорость не позволяла ему уйти от истребителя, слабое вооружение - отбиться. Концепция тихоходного разведчика-"наблюдателя" отжила свой век. Производство Hs.126 уже начали постепенно сворачивать, решив с апреля 1940-го начать выпуск значительно более современного двухмоторного разведчика "Фокке-Вульф" FW-189, широко известного у нас как "рама". С начала войны и до конца 1939-го собрали 137 Hs.126B-1. Но внедрение FW-189 несколько задерживалось, и за 1940 год изготовили еще 368 самолетов. В январе 1941 г. заводы выпустили пять Hs.126В-1. Но в рядах люфтваффе их насчитывалось еще немало. Весной 1941 г. они воевали в Греции и Югославии. С июня их основным полем деятельности стал Советский Союз. Все ближнеразведывательные эскадрильи, сосредоточенные перед войной у наших границ, были вооружены только Hs.126. Такие эскадрильи, приданные армейским корпусам и танковым дивизиям, сыграли немалую роль в обеспечении четкого управления немецкими войсками в сложной обстановке лета 1941 г. Но лучшие времена для "Хеншеля" уже прошли. Немало их упало на советскую землю, сбитых зенитчиками и расстрелянных истребителями. По-видимому, первым счет открыл сержант А.К. Рязанов на Юго-Западном фронте. На своем И-16 он сбил Hs.126 днем 22 июня. Вскоре после него (24.06) такую машину уничтожил североморский ас Б.Ф. Сафонов. Наши летчики уважительно отмечали неплохую маневренность и высокую живучесть "костыля", как прозвали у нас Hs.126. Однако в условиях активного противодействия советской авиации попавший на глаза нашим истребителям одинокий "Хеншель", как правило, уничтожался. Потери были столь велики, что немцам пришлось пойти на серьезное сокращение штатной численности ближнеразведывательных частей. А в ноябре 1941 г. на Восточном фронте появились первые FW-189. Их получила 31-я разведывательная группа (Aufkl. Gr.31). Hs.126 стали переводить на роль ночных разведчиков. Советские ВВС в то время практически не имели специализированных ночных истребителей и здесь тихоходность и слабое вооружение "Хеншелей" не могли быть помехой. С середины 1942 г. уцелевшие "Хеншели" постепенно отводились в тыл - в летные школы и подразделения связи. Впрочем, последние Hs.126, действовавшие в качестве ночных разведчиков, дожили до конца войны. В частности, в апреле 1945 г. несколько таких самолетов сохранилось в эскадрилье 2/NAGr.12, действовавшей в Австрии. С уважением Ю.

Админ: KUF пишет: С уважением Ю. Спасибо!

Шерман: KUF пишет: А в ноябре 1941 г. на Восточном фронте появились первые FW-189. Их получила 31-я разведывательная группа (Aufkl. Gr.31). Уточнение: 1. На Восточном фронте в 1941 году в сухопутных войсках немцы имели 55 эскадрилий ближней разведки (всего: 562 самолета). Из них: 8 эскадрилий имели на вооружении ФВ-189 (на 22.6.41), остальные - воевали на Хш-126. ----------- 2. О потерях. Из дневника Гальдера: 13 июля 1941 года (воскресенье). 22-й день войны: Безвозвратные потери войсковой разведывательной авиации с 22.6. Разведывательные эскадрильи, приданные группам армий и танковым группам, потеряли: самолетов типа «Хеншель-126» — 24%, «Фокке-Вульф-189» — 15%. Разведывательные эскадрильи дальнего действия потеряли самолетов типа «Юнкерс-88» — 33,3%, «Мессершмитт-110» — 39%. Эскадрильи ночной разведки потеряли самолетов типа «Дорнье-17» — 20%, «Физелер-156» — 13%... Потери ближней войсковой авиации на Восточном фронте в 1941 г - 381 Хеншель-126 и 94 ФВ-189 (на 1 января 1942 на фронте осталось 26 эскадрилий неполного состава).

Lob: Из таблиц Холма по костылям на востоке такая табличка получается:

KUF: Шерман пишет: 8 эскадрилий имели на вооружении ФВ-189 (на 22.6.41), Тут несколько другие цифры - http://www.kodges.ru/112614-nenavistnaya-rama-fw-189.-luchshij-samolet.html У меня же вот такая инфа, взята из переводной немецкой книги: В начале 1940 г. на заводе в Бремене началось производство предсерийной партии из десяти Fw-189А-0. В конце лета 1940 г. завод подготовился к переходу на серийную модель Fw-189A-l. Заказ на серийное производство разведывательного (основного) варианта FW.189 выдали лишь в 1940 г. Итак в феврале бременский завод "Фокке-Вульф" начал сборку 10 предсерийных FW 189А-0. За ними с лета последовали первые серийные FW.189А-1. От прототипа, опытного V4, серийные машины отличались шасси по типу V6. и моторами As.410А-1. К концу 1940 г. собрали уже 20 FW.189А-1, что позволило провести войсковые испытания в учебной эскадрилье 9(H)/LG2. Производство FW.189 в Бремене вроде бы стало налаживаться, но тут началось внедрение в серию истребителя FW.190, занимавшего все большую часть производственных мощностей. Поэтому основной заказ на "раму" передали в Чехословакию, на завод "Аэро" (Aero) в Праге. В 1941 г. в Чехословакии уже сделали больше FW.189, чем в Бремене: всего за год собрали соответственно 151 и 99 самолет. А в конце 1941 г. производство из Бремена начали переводить во Францию, на завод SNCASO в Бордо. К этому времени FW.189А начал поступать в строевые части люфтваффе. Однако, к моменту нападения Германии на СССР ни одной "рамы" в боевых эскадрильях еще не было. Они появились на фронте только осенью 1941 г. Хотя потери Hs.126 в относительных цифрах были невелики (меньше, чем у более современных Bf.109 и Ju.88) но огромный размах советско-германского фронта и интенсивность боевых операций сделали свое дело - немцы за короткое время (июнь-сентябрь 1941 г.) потеряли более 80 "хеншелей", в том числе 43 безвозвратно. К тому же Hs.126 уже сняли с производства, и разведывательные эскадрильи стали пополнять FW.189. Первой - в ноябре 1941 г. - получила FW.189А-1 эскадрилья 2(F)/11. Ее не полностью укомплектовали "Рамами", сохранив часть старых Do.17. Вслед за этим FW.189 поступили в 1(Н)/31 (она взаимодействовала с 8-м армейским корпусом) и 3(Н)/32 (поддерживала 12 танковую дивизию). Передача самолетов как в дальнеразведывательные, так и в ближнеразведывательные эскадрильи свидетельствовала о том, что руководство люфтваффе тогда еще не уяснило, в какой же роли выгоднее использовать "раму". С этого момента началось создание поистине легендарной репутации этого действительно очень талантливо сконструированного самолета. Ну, а Гальдер - как раз шло освоение нового самолета, вот и наломали дров новички. Дойчи ведь не делили потери на боевые и не боевые. С уважением Ю.

Шерман: KUF пишет: Первой - в ноябре 1941 г. - получила FW.189А-1 эскадрилья 2(F)/11. Вот конкретные потери ФВ-189: 1-я эскадрилья ближней разведки 11-й авиагруппы 27.06.41 1.(H)/11 Смолевичи Вын. посадка боев поврежд FW189 0045 50 09.07.41 1.(Н)/11 аэ Бешенковичи Бомбардировка FW189A-1 0051 100 13.07.41 1.(Н)/11 аэ Вядерево Столкновение с препятствием FW189A-1 100 + 15.07.41 1.(Н)/11 аэ Камары Вынужденная посадка FW189 0053 70 16.07.41 1.(Н)/11 Яновичи Атака истребителя FW189A-1 0054 30 = Olt. Ziebell J., Bo. (к-р эскадрильи) 16.07.41 1.(Н)/11 Яновичи Атака истребителя FW189A-1 2068 10 + Lt. Hauger E 18.07.41 1.(Н)/11 Духовщина Огонь ЗА FW189A-1 2096 70 20.07.41 1.(Н)/11 Борисов Ошибка пилота FW189 0145 75 25.07.41 1.(Н)/11 Никитино Боевые поврежд FW189А-1 2067 100 4-я эскадрилья ближней разведки 31-й авиагруппы 22.06.41 4.(Н)/31 Тильзит Боевые повреждения FW189 ---- 10 25.06.41 4.(Н)/31 Гродно Боевые повреждения FW189 0161 30 25.06.41 4.(H)/31 Эржвилки Огонь ЗА FW189 0078 100 26.06.41 4.(H)/31 Эржвилки Авария на рулежке FW189 0075 10 27.06.41 4.(Н)/31 Сусея Авар. посадка FW189 0073 40 01.07.41 4.(Н)/31 Кройцберг Ошибка пилота FW189 0077 90 + 14.07.41 4.(Н)/31 Нарва Атака истребителя FW189 2072 100 20.07.41 4.(Н)/31 Зарудинье Боевые повреждения FW189 2076 30 21.07.41 4.(Н)/31 Яблоницы Огонь ЗА FW189 0087 100 ---------- * Последняя цифра - степень повреждения в %, предпоследняя - № машины.

Lob: Наверное перевод не точный - "одним из первых". По Холму перевооружение на FW-189 февраль 41-го 1.(H)/31 летом 41-го придана VIII AK 9 AOK 5.(H)/12 - XIII AK 4 AOK апрель 1.(H)/11 - 7.Pz.Div. Pz.Gr. 3 3.(H)/14 - 10.Pz.Div. Pz.Gr. 2 5.(H)/41 - XX AK 9 AOK май 1.(H)/10 - VII AK 4 AOK 1.(H)/12 - reserve 16AOK июнь 4.(H)/31 - XXXXI mot Pz.Gr. 4

Шерман: Lob пишет: По Холму перевооружение на FW-189 Так и есть - 8 эскадрилий на 22.6.41, плюс к осени 41-го еще две (если не ошибаюсь, то они прибыли на Восточный фронт вместе с 2-й и 5-й танковыми дивизиями). --------- Вот еще самолет войсковой авиации германцев:

Шерман: KUF пишет: Тут несколько другие цифры - http://www.kodges.ru/112614-nenavistnaya-rama-fw-189.-luchshij-samolet.html Эта книжка, по сути, является неполным переводом вот этих двух книг:

KUF: Lob пишет: февраль 41-го 1.(H)/31 летом 41-го придана VIII AK 9 AOK 5.(H)/12 - XIII AK 4 AOK апрель 1.(H)/11 - 7.Pz.Div. Pz.Gr. 3 3.(H)/14 - 10.Pz.Div. Pz.Gr. 2 5.(H)/41 - XX AK 9 AOK май 1.(H)/10 - VII AK 4 AOK 1.(H)/12 - reserve 16AOK июнь Откель дровишки.... Моя цифирь из полу-популярной книги, если ваша строго документирована, то.... вопросов нет, а так "слово за слово" так сказать.

Lob: KUF пишет: Откель дровишки.... Из Холма. Вот, к примеру, 12-я группа ( 1-я и 5-я эскадрильи) http://www.ww2.dk/air/recon/aufklg12.htm Остальные рядом.

KUF: Lob пишет: Из Холма. Спасибо, вот для чего и форум нужен...

Админ: Читал мемуары Исаенко.http://militera.lib.ru/memo/russian/isaenko/index.html Встретил любопытный эпизод. К разговору о дисциплине наземного персонала. Случай, о котором я упомянул, произошел 12 марта 1943 года. Нам приказали тогда прикрыть группу из шести штурмовиков, наносивших удар по противнику в районе косы Чушка на Азовском море. Накануне заболел мой постоянный механик. Обслуживать самолет прислали только что прибывшего в полк техника-лейтенанта. Новичок не приглянулся, показался неряшливым, разболтанным, но как доверять первому впечатлению? Взлетая, я лишь с большим трудом сумел приподнять хвост самолета, хотя ручку управления отдал до отказа от себя. Самолет оторвался от земли на необычно малой скорости, выказывая острую тенденцию к кабрированию. — Уж не механик ли сидит на хвосте? — испугался я. Случалось, что при вязком грунте механики истребительных полков "оседлывали" хвосты самолетов, чтобы те не встали на нос при выруливании на старт, и, случалось, не успевали вовремя спрыгнуть. Упоминавшийся мною командир эскадрильи в 117-м гвардейском ИАП капитан Ф. Черный однажды так и взлетел с механиком на хвосте. Я отодвинул фонарь кабины, обернулся. На хвосте никого. Может, возвратиться? Но я отмел мысль о возвращении, решил лететь вместе со всеми, чтобы не сорвать вылет. На косу Чушка, забитую живой силой и техникой противника, мы вышли совершенно неожиданно. Удар был мощным, результативным. Но я радовался не этому, а тому, что в воздухе нет истребителей врага: "лагг" слушался плохо, правая рука устала так, что дрожала. На обратном пути, при подходе к хутору Красный Октябрь, обнаружил идущие встречным курсом два вражеских самолета Ю-52. Ведущий штурмовиков капитан Еременко сбил один, я, несмотря на нелады с машиной, атаковал второй. Когда расстояние между "лаггом" и Ю-52 сократилось до 200. метров, фашистский стрелок огонь прекратил. Возможно, заело пулеметную ленту. Тогда я подошел к гитлеровцу вплотную, открыл огонь в упор. Средний мотор Ю-52 сразу же сильно задымил. Я продолжал стрелять. Внезапно вражеский летчик сделал "горку", потерял скорость, завис перед "лаггом". Избегая столкновения, я резко взял ручку управления на себя. В глазах потемнело, уши заложило. Вдруг — сильный удар по фюзеляжу изнутри, ручка управления делает рывок. Пришел в себя. Что такое? "Лагг" перевернут на спину, я отделился от сидения, вишу на ремнях, мотор работает на самых малых... Дав ему полные обороты, я сделал "полубочку", повернул машину вдоль продольной оси. Но едва истребитель принял нормальное положение — снова удар по фюзеляжу и снова рывок ручки управления! Внутри фюзеляжа находились или человек, или тяжелый предмет, ударявший по тяге рулей глубины! Вскоре штурмовики принялись уничтожать обнаруженные на земле Ю-52, но я принять участие в действиях группы не смог: невероятно устал, еле-еле вел машину. Время полета до своего аэродрома показалось вечностью. Выпустив шасси и посадочные щитки, подвел самолет к земле на полметра. Для придания машине трехточечного положения брать ручку управления на себя перед приземлением не пришлось. Наоборот, с уменьшением скорости пришлось дать ручку управления до отказа от себя и, тем не менее, "лагг" приземлился на <костыль>. Выбравшись из кабины, я увидел нового механика. Приказал ему открыть хвостовой люк. Крышку люка пружиной выбросило, ударив механика по подбородку. Внутри фюзеляжа лежал на ребре открытый деревянный сундук этого растяпы с окованными железом уголками. По всему фюзеляжу — инструменты. Машина была избита так, что ее оставалось только списать на запчасти. В тот мартовский день я лишний раз убедился, что успех воздушного боя предопределяется задолго до его начала, еще на земле, механиками, мотористами и оружейниками, готовящими самолеты к боевым схваткам. От технического персонала зависит поведение машины в воздухе, надежная работа всех ее систем. Самый опытный, смелый и хладнокровный летчик окажется бессильным перед лицом врага, если технический состав проявит хотя бы малейшую небрежность в работе. Я всегда помнил и помню об этом, хотя с инженерами и младшими авиаспециалистами, за исключением одного-единствённого, уже описанного случая, мне всегда везло.

Lob: http://www.soldiering.ru/avia/airplane/ww2/battle-plane.php



полная версия страницы