Форум » Авиация и космические вооружения » Удары Люфтваффе по советским аэродромам 22 июня 1941 года. » Ответить

Удары Люфтваффе по советским аэродромам 22 июня 1941 года.

Админ: Первый день реализации плана "Барбаросса" в части завоевания господства в воздухе и уничтожения ВВС РККА. Предлагаю произвести разбор причин катастрофических потерь с нашей стороны, германской тактики и мер противодействия с советской стороны. В качестве сравнительного примера даю отрывок из готовящейся книги, посвящённой реализации плана "Гельб".

Ответов - 249, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

eppanzer: Шерман пишет: Винтовка автоматическая. Уж извините, из приведённой цитаты образец винтовки не сумел, знаний не хватило. Шерман пишет: про патроны разного типа - ничего необычного в этом нет. Вам видней, для меня необычно. Шерман пишет: Это примеры к вопросу об эффективности 7,62 против самолетов. Не могу спорить, на войне всякое бывало. Одно знаю, после обстрела 5 бойцами 22 комендатуры 21 района авиационного базирования под командованием младшего лейтенанта Броварова немецкий истребитель пролетел ещё далеко, даже если бы сразу остановился его двигатель. Подозреваю, что данных осмотра севшего Ме-109 с приведёнными повреждениеми нет. Короче, пока что верю 50:50. Эффективности 7,62 против самолетов не отрицаю - но истребитель ловит момент, отпускает прицельный огонь с короткой дистанции и выпускает в считанные секунды залп из бортовых ШКАСов, наземному пулемету изловить такой благоприятный момент (чтобы самолет пролетал столь же близко и подходящим курсом) гораздо труднее, а количество в считанные секунды пуль значительно меньше. Чтобы попасть из нескольких винтовок, да ещё в жизненно важные механизмы или пилота нужно чуть чуть мастерсва и большущая фортуна. А из одной винтовки, хоть и полуавтоматической сбить самолет ещё труднее. Кстати, почему же не стреляли зенитчики? Шерман пишет: 9 германских самолётов на высоте 4000 метров бомбили южную часть города Либавы и аэродром. Высоковато, однако. По городу самый раз, а нанести урон аэродрому трудновато.

marat: eppanzer пишет: Кстати, почему же не стреляли зенитчики? Наверное по этому: Самолет шел так низко, что на крыльях были видны черные кресты, обведенные желтой краской. Сомнений не было, это «юнкерс-88». Надо было стрелять, но Дмитриев опоздал – самолет прошел над аэродромом и скрылся в направлении озера Пейпия. Если уж часовй, которму делов-то - сдернуть винтовку с плеча и открыть огонь опоздал, то что говорить про зенитное орудие, которое еще привести в боевое положение надо. Типа расчет должен по тревоге прибежать. Уж лучше спросить где была служба ВНОС, что у нее самолеты косяками над аэродромами летают.

eppanzer: marat пишет: Наверное по этому: Логично


Шерман: Потери KG1 "Гинденбург" на Вост. фронте в 1941 (обратите внимание на пункты №10, 24, 28, 31...): http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/luftloss2/kg1-41.html Потери Люфтваффе на Восточном фронте (по декадам): http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/luftloss/luftloss01-10-08-41.html

Шерман: Потери Bf-110 на Восточном фронте в 1941: 11. 22.06.41 - 4./SKG210 - Замбров - Огонь ЗА - Bf110E - 3767 (S9+FM) - 100% - v. Henzler D., F.; Ogef. Hassler K., Bf. 12. 22.06.41 4./SKG210 - Замбров - Огонь ЗА - Bf110D-3 - 4291 (S9+LM) - 100% + Uffz. Bach W., F.; Ogef. Kretschmann G., Bf. 19. 23.06.41 5./SKG210 - Замостье - Огонь ЗА, вын. посадка - Bf110D-3 - 4266 - 80 % + Ogef. Riggert H., F.; = Gef. Trapp H., Bf. 20. 23.06.41 2./SKG210 - Волковыск - Огонь ЗА - Bf110E 4003 (S9+LK) - 100% + Lt. Klon W., F.; Uffz. Wiese H., Bf. 21. 23.06.41 6./SKG210 - Белосток - Огонь ЗА - Bf110D-3 - 4267 (S9+GP) - 100% + Ofw. Wagner E., F.; Uffz. Wolter K., Bf. 22. 23.06.41 4./SKG210 - Белосток - Огонь ЗА - Bf110E - 3967 (S9+GM) - 100% + Lt. Schwimming W., F.; Ogef. Naeder L., Bf. Продолжение здесь: http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/bf110loss/bf110loss.html

eppanzer: Шерман пишет: Потери KG1 "Гинденбург" на Вост. фронте в 1941 Вы привели в пример очень хорошые конкретные данные. Признаюсь, таких потерь Ю-88 от огня стрелкового оружие не ожидал. Как видно, от огня стрелкового оружие немцы потеряли оределенное число самолетов, по первой ссылке я насчитал 5 Ю-88, вот только пока что лень подсчитать сколько это в процентах по сравнению с ЗА и истребителями, может кто-то возмётся за эту арифметику. Замечу, что под "огонь стрелкового оружие" попадает и огонь зенитных пулеметов, а ЗП и ставятся там, где есть угроза воздушного нападение с малой высоты (уверен, что потери были выше, если там стояли бы 20-мм (или 25-40-мм) пушки). К сожаленнию приведенные данные не проясняеть с немецкими потерями при атаках на советские аэродромы.

Шерман: eppanzer пишет: Замечу, что под "огонь стрелкового оружие" попадает и огонь зенитных пулеметов Причины повреждения, указанные в донесениях: Атака истребителя - Jagerbeschuss; Обстрел с земли - Erdbeschuss; Огонь стрелкового оружия - Infanteriebeschuss; Огонь ЗА - Flakbeschuss; Огонь Зен. пул. - MG-Beschuss; Русские же во время прошедшей войны вели огонь по немецким самолетам из всех видов стрелкового оружия. Хотя самолеты сбивались редко, все же они часто получали повреждения, на устранение которых уходило по нескольку дней. Кроме того, на экипаж самолета оказывает сильное моральное воздействие сознание того, что при каждом боевом вылете он попадает под ведущийся со всех сторон огонь противника. (Миддельдорф Э. Русская кампания: тактика и вооружение) *** По мнению верховного командования Люфтваффе, в 1941 г. советские зенитные части были плохо оснащены, а вооружение — не унифицировано, и лишь небольшой процент его составляли современные образцы. Считалось, что эффективность зенитной артиллерии ослаблялась разнотипностью вооружения и другого оборудования, а также трудностями, связанными со снабжением и обученим личного состава. Помимо всего прочего, не хватало баллистических вычислителей. Серьезное зенитное противодействие ожидалось только в районах Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Батуми и Баку. Считалось, что из-за огромных пространств, на которых дислоцировалась Советская Армия, зенитные части не могли обеспечить надежную защиту войск. Мнения немецких командиров об эффективности советской зенитной артиллерии расходятся. Это понятно: ведь они основаны на личном опыте, приобретенном на разных участках фронта. Тем не менее в целом их взгляды можно обобщить так: во время первых внезапных атак эффективность зенитной артиллерии была низкой. Но зенитчики быстро оправились от первого шока и превратились в очень сильного противника, особенно в районах основных боев. Немецкие командиры сходятся в одном: все они были удивлены эффективностью вражеской зенитной артиллерии, поскольку немецкое командование представляло ее устаревшей и вряд ли опасной. Они также почти единодушны и в том, что оборонительный огонь из легкого оружия, в частности огонь пехоты, был очень опасным и привел к большим потерям с немецкой стороны. Майор фон Коссарт считает, что в отличие от сведений, приведенных в «Отчете...», советская зенитная артиллерия должна была быть в хорошем состоянии еще до начала кампании, поскольку зенитные части действовали очень успешно против соединений немецких самолетов. Русские просто не могли организовать настолько эффективную ПВО в столь короткий период. Хотя русская зенитная артиллерия была тоже застигнута врасплох и понесла тяжелые потери в начале кампании, вскоре вновь появились хорошо организованные центры ПВО. Из-за хорошо организованного огня из пулеметов и пехотного оружия штурмовые удары на малой высоте часто обходились слишком дорого. Фон Коссарт приводит причины гибели немецких самолетов в следующем порядке: огонь зенитной артиллерии, ответный огонь пехоты и атаки истребителей. Полковник Рудель... По его словам, «...зона массированного зенитного огня начинается как только пересекаешь побережье. Огонь зенитной артиллерии — убийственный... Дым от разрывов снарядов образует целые облака». Он также называл огонь советских пехотных частей и легких зенитных орудий очень действенным. Капитан Герберт Пабст постоянно указывает на тот факт, что огонь тяжелой зенитной артиллерии, а также наземных войск был серьезным препятствием и нередко приводил к повреждению или потере самолета. Полковник фон Райзен сообщает, что на начальном этапе войны в районе Баренцева моря под Мурманском советская зенитная артиллерия потерпела полную неудачу, но, быстро оправившись, уже через несколько недель представляла серьезную угрозу атакующим немецким самолетам. Эффективность обороны была во всех отношениях сравнима с обороной Британских островов в местах с такой же концентрацией зенитной артиллерии. В тылу для защиты важных железнодорожных и автомобильных дорог широко применялись легкие зенитные орудия и пулеметы. Они оказались особенно опасны для самолетов, атакующих поезда на низкой высоте. Нападающие редко избегали повреждений, в большой степени по причине упорства советских пулеметных расчетов. (Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.)

RVK: Шерман пишет: Фон Коссарт приводит причины гибели немецких самолетов в следующем порядке: огонь зенитной артиллерии, ответный огонь пехоты и атаки истребителей. Хо-хо! Любители авиации будут просто негодовать. Шерман пишет: Эффективность обороны была во всех отношениях сравнима с обороной Британских островов в местах с такой же концентрацией зенитной артиллерии. Очень интересные цитаты Шерман!

eppanzer: Админ пишет: Предлагаю произвести разбор причин катастрофических потерь с нашей стороны, германской тактики и мер противодействия с советской стороны. 11 мая 1940 г. 9 Do-17Z, 4-я эскадрилья из II/KG 2 "на высоте церковных колоколен" нанесли удар 50-кг бомбами по выстроенной для боевого полета 114-й британской эскадрилье, "в общей сложности горло тридцать британских самолетов". Bristol Blenheim стояли "в линейку, ... как на параде". Беккер, Кайюс. Военные дневники Люфтваффе. Наверное большинство советских аэродромов в первый день войны тоже атаковали с малых высот (порядком 300-400 м?).

KUF: RVK пишет: Кроме МИГов других истребителей или самолётов у Северной Корее не было? Кроме МиГ-15 и МиГ-15бис, коммунистические страны использовали в этой войне поршневые самолеты: фронтовой истребитель Як-9П , перехватчик Ла-9 и истребитель сопровождения Ла-11 , штурмовик Ил-10М , легкий ночной бомбардировщик По-2. Всего 69 не МиГ-ов было потеряно. eppanzer пишет: Почти уверен, что "Сейбрам" противника вроде В-29 не было. И такого бивали - "Черный вторник". 30 октября 1951г. 21 СуперКрепость под прикрытием около 200 F86 и F84, совершавшие налет на аэродром Намси, были перехвачены 44 МиГами. Было сбито 12 В29 и 4 F84, был потерян 1 МиГ-15 в бою с F86. Остальные В29 были повреждены, но сумели уйти, т.к. советским самолетам запрещалось пересекать береговую линию. Потери амеров вопрос сложный, но. Есть очень интересная цифирь, с гордостью приведенная во всех их учебниках по организации службы спасения - Спасено американских пилотов 1036 чел. Интересно сравнить с потерями самолетов.... Вопрос ко всем - сколько самолетов надо потерять в боях, что бы из выживших летчиков суметь спасти больше тысячи чел? eppanzer пишет: 37-мм ставили на истребителях чуть ли не всех стран, но тут уже было выше головы, законы физики и аэродинамики мешали легко поставить и успешно использоват пушки такого калибра, впроем поставив 23-мм проблем набиралось достаточно, поэтому они и прижились только с появлением реактивных истребителей. Не совсем так, все указанные Вами проблемы были только при размещении стволов в крыле. Главная причина не использования союзниками пушек была не в их отсутствии, а в конструкции моторов. Мы и дойчи ставили пушечный ствол в развал цилиндров и выводили через полый вал винта. В 1943 году на Як-9Т появилась 37-мм пушка, масса секундного залпа которой была не меньше, чем трех стволов Ме-109. В 1944 году пошел в серию Як-9К. Калибр орудия, которым была вооружена эта машина, составил 45 мм! Не удовлетворившись этим, конструкторы ОКБ Яковлева устанавливают на Як-9КТ пушку, калибр которой скорей соответствовал танку, чем самолету - 57 мм. Правда, выпущены были эти богатыри серией всего в несколько десятков экземпляров. Чудовищная для хрупкого самолета отдача (силой в 6975 кг) такого крупного орудия потребовала очень сложных и дорогих работ по укреплению его скелета специальными дюралевыми балками, что сделало его стоимость «неподъемной» для условий военного времени. Однако снаряд, выпущенный из 45-мм авиационной пушки, пробивал 48-мм танковую броню, а уж о самолетах и говорить не приходится. Например, в 1944 году четыре Як-9К полка майора Клещева встретили четыре «Фокке-Вульфа-190», которые пошли в лобовую атаку. Наши ее приняли. Несколько выстрелов, и три самолета со свастикой один за другим рухнули вниз. Только за два с половиной месяца боев полк сбил 106 самолетов противника. Внешне Як-9К отличался от остальных машин этого типа сдвинутым на 400 мм назад фонарем кабины и формой кока винта, откуда на полметра выступал ствол пушки. Авиаконструкторы Англии и США оказались в несколько худшем положении, поскольку их двигатели нельзя было приспособить под пушку, стреляющую через вал винта, поэтому орудия приходилось размещать только в крыльях (вот тут я полностью согласен с ув. eppanzer насчет моря проблем). Например, созданный в 1942 году фирмой «Хаукер» истребитель «Тайфун» имел четыре крыльевые пушки. Таким к концу войны стал и «Спитфайр». Исключение составляли только двухмоторный «Лайтнинг» и знаменитая «Аэрокобра», последняя в основном поставлялась в страны антигитлеровской коалиции, Известно, что из 9558 машин, выпущенных промышленностью США, 4924 были переданы ВВС СССР. Впрочем, первую попытку установить на самолет мощную пушку американская фирма «Белл» предприняла еще в 1937 году, когда был выпущен тяжелый истребитель с двумя толкающими винтами и двумя 37-мм пушками, расположенными в носовой части мото-гондол. Самолет, названный «Аэрокуда» («Воздушная барракуда»), успешно прошел летные испытания, но в серию не пошел из-за слабой маневренности. После этого фирма упорно работала над созданием скоростного маневренного истребителя с мощным вооружением, который решили назвать «Аэрокобра». В своей новой машине они применили одновременно несколько нововведений: трехколесное шасси с носовым колесом, двигатель, расположенный за сидением летчика и вал длиной 2,75 м для передачи вращения на винт. То есть, создатели машины, чтобы повысить маневренность, а заодно улучшить обзор из кабины, самые массивные агрегаты поместили вблизи центра тяжести. Таким образом двигатель оказался позади кабины, редуктор перед ней. Это дало возможность смонтировать в носовой части 37-мм пушку, стрелявшую через вал винта. Два синхронных пулемета калибром 12,7 мм, размещенных на фюзеляже, стреляли через винт. Боезапас каждого составлял 200 патронов. Что касается двухмоторного «Лайтнинга», то в просторной носовой части его фюзеляжа, свободной от мотора, легко поместилась целая батарея: 37-мм пушка и четыре 12,7-мм пулемета. С уважением Ю.

Шерман: KUF пишет: из 9558 машин, выпущенных промышленностью США, 4924 были переданы ВВС СССР. Плюс более мощные Р-63 "Кингкобра" (с 37-мм пушкой и 4 12,7-мм пулеметами) - СССР получил 2400 машин (из выпущенных 3300).

Nezumi: KUF пишет: Не совсем так, все указанные Вами проблемы были только при размещении стволов в крыле. Главная причина не использования союзниками пушек была не в их отсутствии, а в конструкции моторов. Мы и дойчи ставили пушечный ствол в развал цилиндров и выводили через полый вал винта. В 1943 году на Як-9Т появилась 37-мм пушка, масса секундного залпа которой была не меньше, чем трех стволов Ме-109. В 1944 году пошел в серию Як-9К. Калибр орудия, которым была вооружена эта машина, составил 45 мм! Не удовлетворившись этим, конструкторы ОКБ Яковлева устанавливают на Як-9КТ пушку, калибр которой скорей соответствовал танку, чем самолету - 57 мм. Да ерунда это все....1. БК Як-9Т всего 32 снаряда... 2.45мм патрон Як-9К-переобжатая 37 мм гильза под снаряд 45мм с соответствующим падением начальной скорости и БК до 29 выстрелов. 3.Все это великолепие настоятельно рекомендовалосьприкрывать обычными Як-9 4.За 57 ммм...А вот это уже полная ерунда-в вал винта едва лез 45 мм калибр,какие 57 мм?Вы вал М-1о5 посмотрите,он что в руку толщиной? Не выпускались они точно,как и Як-9К ,которых выпустили ок.50 машин. KUF пишет: После этого фирма упорно работала над созданием скоростного маневренного истребителя с мощным вооружением, который решили назвать «Аэрокобра». Какой ,нафиг,маневреный?Задача была проста-сделать летающую зенитную пушку,а не истребитель для воздушного боя... KUF пишет: Что касается двухмоторного «Лайтнинга», то в просторной носовой части его фюзеляжа, свободной от мотора, легко поместилась целая батарея: 37-мм пушка и четыре 12,7-мм пулемета. На "Лайтнингах" стояла 20 мм "Испано"

Nezumi: Nezumi пишет: За 57 ммм...А вот это уже полная ерунда-в вал винта едва лез 45 мм калибр,какие 57 мм?Вы вал М-1о5 посмотрите,он что в руку толщиной? Не выпускались они точно,как и Як-9К ,которых выпустили ок.50 машин. Основные особенности 45-мм пушки и ее установки - тонкостенность ствола и малое значение радиального зазора (0,75 мм) между стволом пушки и полым валом редуктора двигателя, вследствие малого отверстия вала (55 мм). На расстоянии 650 мм от дульного среза толщина стенки 45-мм ствола равнялась 3,75 мм против 7,1 мм у штатного ствола 37-мм пушки.

RVK: KUF пишет: Кроме МиГ-15 и МиГ-15бис, коммунистические страны использовали в этой войне поршневые самолеты: Это был риторический вопрос. Но за ответ всё равно спасибо. KUF пишет: Мы и дойчи ставили пушечный ствол в развал цилиндров и выводили через полый вал винта. А не французы впервые сделали мотор-пушку? KUF пишет: Не удовлетворившись этим, конструкторы ОКБ Яковлева устанавливают на Як-9КТ пушку, калибр которой скорей соответствовал танку, чем самолету - 57 мм. Про 37- и 45-мм в курсе, а вот 57-мм на Як-9? Nezumi пишет: Какой ,нафиг,маневреный? Про неплохую маневренность "Аэрокобры" есть в разных источниках. А откуда у Вас другая информация?

KUF: Nezumi пишет: а не истребитель для воздушного боя... Тут с вами тов. Покрышкин поспорил бы весьма основательно... Большинство побед он именно на "кобре" одержал. отверстия вала (55 мм) RVK пишет: А не французы впервые сделали мотор-пушку? Совершенно верно, еще в годы ПМВ они это сделали, но для технологий этого времени сие было не здорово. Потом в 30-е годы настоящий пушечный истребитель был сделан французами одновременно с Поликарповым. В 1935 году во Франции и СССР почти одновременно поступили на испытания два истребителя «Девуатин-510» и И-17 с пушками: С-9 и ШВАК. Испытания нового оружия превзошли все ожидания, но из-за тесной кабины и не¬надежной системы выпуска шасси в серию И-17 не пошел. Требовалась более мощная и надежная машина. Во Франции, же 510-й был запущен в серийное производство с 1935 года и снят в 1940, в связи разработкой более совершенной модели Д.520С1., прослужившей до 1953 года. Nezumi пишет: 45мм патрон Як-9К-переобжатая 37 мм гильза под снаряд 45мм Тут я с вами не соглашусь 45-мм пушка НС-45 - оригинальная разработка (обижаете Нудельмана с Сурановым) Пушка НС—45 серийно производилась заводом № 74 в 1944-1945 гг. В 1944 г. сдано 75 пушек, а в 1945 г. - 120. При разработке нового патрона к пушке НС—45 в ОКБ—16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда 780 м/с. Вес патрона 1,93 кг. А вот гильзу действительно взяли от НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца. А это две большие разницы весь патрон и дульце гильзы. Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як—9К (крупнокалиберный) с пушкой НС—45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов. 44 самолета Як—9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте. Было выполнено 340 боевых самолето-вылетов общим налетом 402 ч 03 мин, состоялся 51 воздушный бой. Воздушные бои проводились на высотах от 100 до 6000 м на 1-й скорости нагнетателя. Противниками были FW-190A-8, Me-109G-2 и G-6. Было сбито 12 истребителей противника (встреч с бомбардировщиками не было), из них 8 FW-190A-8 и 4 Me-109G-2; свои потери - один Як-9К. Средний расход боеприпасов калибра 45 мм на один сбитый самолет противника составил 10 снарядов. Попадание одного снаряда уничтожало самолет противника (взрыв, разрушение). При атаках наземных целей попадание одного снаряда разрушало и поджигало автомашину, деревянные строения и т.д. В массовое производство Як-9К не запускался. Впоследствии в массовом производстве находились самолеты Як-9У с пушкой Н-45 конструкции А.Э. Нудельмана. Nezumi пишет: вал винта едва лез 45 мм калибр Тут Вы правы, стандартное отверстия вала всего 55 мм, посему 57-мм ставили в качестве опыта всего на 2 специально переделанные для этого машины. Где-то были подробности найду выложу...

Nezumi: KUF пишет: Тут я с вами не соглашусь 45-мм пушка НС-45 - оригинальная разработка (обижаете Нудельмана с Сурановым) Оригинальная по сравнению с НС-37?)И чем же я обидел тов. Нудельмана с Сурановым?))))То что они свою же пушку перепроэктировали под другой калибр? KUF пишет: При разработке нового патрона к пушке НС—45 в ОКБ—16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда 780 м/с. Вес патрона 1,93 кг. А вот гильзу действительно взяли от НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца. А это две большие разницы весь патрон и дульце гильзы. А я о чем?Как из 12,7мм ШВАК сделали пушку,так из НС-37 сделали НС-45....Но такие игры даром не проходят Начальная то скорость упала.... KUF пишет: Тут с вами тов. Покрышкин поспорил бы весьма основательно... Большинство побед он именно на "кобре" одержал. А что в конце 30х для воздушного боя был нужен калибр 37 мм?Перехватчик в чистом виде...... Собственно,ее развитие-"Кингкобра" вся и ушла в полки ПВО)

eppanzer: KUF пишет: Не совсем так, все указанные Вами проблемы были только при размещении стволов в крыле. Категорически с Вами не согласен. Хотели как лучше, а получилось с перекосом, воевать воевали, но ещё лучше воевали без 37-мм пушек. Не всегда новое получается лучше. Где то я читал, что эти 37-мм с «Аэрокобр» в войсках изымали, вот только где не момню, может и приснилось. KUF пишет: И такого бивали - "Черный вторник". 30 октября 1951г. Мы друг друга не поняли. Я говорю про то, что советских бобмбордировщиков типа B-29 "Сейбрам" сбивать не приходилось.

Nezumi: eppanzer пишет: Где то я читал, что эти 37-мм с «Аэрокобр» в войсках изымали, вот только где не момню, может и приснилось.На британские "Кобры" ставились 20 мм пушки....Р-400 (В ВВС США) или Р-39А у нас....А 37 мм никто не снимал-снимали крыльвые "Браунинги" калибра 7,62...Больно бледно смотрелись на фоне 37мм и двух крупняков..

Админ: Обсуждение ушло уже очень далеко от темы топика. Вернитесь в начало!

Nezumi: Админ пишет: Обсуждение ушло уже очень далеко от темы топика. Вернитесь в начало! Валерий,а тему тогда можно просто закрывать-аэродромы были не прикрыты от ударов с малых высот вследствии отсутствия матчасти.Ни потребного числа ДШК,ни МЗА просто не было.

Шерман: eppanzer пишет: К сожаленнию приведенные данные не проясняеть с немецкими потерями при атаках на советские аэродромы. 1. Например, за первые 4 дня войны (22 - 25 июня) немцы потеряли 36 "штурмовиков" Ме-100. Из них - 17 безвозвратно (100%). Из этих семнадцати - 10 штук Ме-110, как минимум, были уничтожены зенитной артиллерией. 2. Тема "роль наземной ПВО в первые дни войны" раскрыта более-менее подробно только в известной книге Д. Егорова. Поэтому делать выводы типа "болит голова - съешь таблетку" - еще рано. Из книги вышеуказанного автора: Истребители, расположенные на аэродроме на окраине Белостока, в воздух так и не поднялись... "Все было тихо. Бросились в глаза замаскированные в капонирах вдоль летного поля 37-миллиметровые орудия, вооруженные карабинами расчеты которых были в касках. Такие зенитные полуавтоматы были тогда новинкой и только начали поступать в подразделения противовоздушной обороны. Наша машина отъехала от аэродрома не более километра, когда послышались взрывы и пушечно-пулеметные очереди. Обернувшись, мы увидели пикирующие на аэродром самолеты, светящиеся трассы снарядов и пуль, разрывы бомб. Однако страшная действительность дошла до нас лишь тогда, когда на выходящем над нами из пике бомбардировщике ясно обозначились черные кресты". Еще связист запомнил один грустный факт - за несколько минут до первого налета на аэродроме стояла полнейшая тишина, не звучали голоса людей, которых не было, молчали моторы истребителей, которые никто не прогревал. 22.6.41 г. механик по радио в/техник 2 ранга Никулин, увидев, что 1-й номер расчета зенитного пулемета выведен из строя, стал сам у пулемета и вел огонь до тех пор, пока не ушли фашистские самолеты. Сбитый им самолет ME-109 упал в 600 м от зенитной точки... ----- * Кстати, Егоров, а награда все-таки нашла героя - орден Красной Звезды (в декабре 1944):

KUF: Nezumi пишет: аэродромы были не прикрыты от ударов с малых высот Совершенно с Вами согласен, та же проблема была и ВМФ, думаю, что никто из вас всерьез 45-мм зенитку, переделанную из противотанковой пушки, не воспринимает, а вот 37-мм автоматов не просто не хватало, а практически не было совсем. Про 20-мм типа "эрликон" я уж не говорю. В этом отношении голландцы-зенитчики молодцы - за 10 дней боев люфтов потрепали весьма серьезно, особенно транспортно-десантную авиацию, но у них было чем бить... С уважением Ю.

Шерман: KUF пишет: вот 37-мм автоматов не просто не хватало, а практически не было совсем Хорошо хоть ДШК 800 штук (или 900?) флоту дали. Даа... трудно было хотя бы несколько тысяч вот таких автоматов за 10 лет сделать? ------- * Привет от Тухачевского.

marat: Шерман пишет: Даа... трудно было хотя бы несколько тысяч вот таких автоматов за 10 лет сделать? Смотря кому. Завод им. Калинина монополист, все делал - и 25-мм начинал, и 45-мм автомат(получился полу- или даже четверть), и 37-мм.

Nezumi: Шерман пишет: Даа... трудно было хотя бы несколько тысяч вот таких автоматов за 10 лет сделать? Так я понимаю Пом-пом?Наши пытались сделать 37 мм автомат по той же схеме,но малоуспешно... Да и за 10 лет до войны нужды особой не было.

Nezumi: Шерман ,вы поставьте себя на место НКО в начале 30х:малоразмерные цели авиация бомбами поражать не может,штурмовка-максимум парой пулеметов аля "Максим" с малых высот,до крупных промышленных центров особо и долететь не может....Стоит ли тут заморачиватся с каким то хайтеком,когда траки нормальные делать не можем?

KUF: Nezumi пишет: Так я понимаю Пом-пом? На "Красном Кавказе" вот такие стояли, но после 43 г. Всего для ВМФ их несколько сотен поставили С уважением Ю.

Nezumi: KUF пишет: На "Красном Кавказе" вот такие стояли, но после 43 г. ?Спасибо,не знал..... Это после ремонта поставили в Поти поставили?И меня данные,что 10 70К стояли. А сколько пом-помов было?

Шерман: KUF пишет: На "Красном Кавказе" вот такие стояли, но после 43 г. Это ЗПУ 12,7-мм "Виккерс". ----- Гвардии старшина 2-й статьи В. Полчанинов и краснофлотец Б. Вьюников у английского „виккерса“ на гвардейском крейсере „Красный Кавказ“. 1943 г., Черноморский флот.

Nezumi: Шерман пишет: Это ЗПУ 12,7-мм "Виккерс". Пардон,ошибся.... Во только на "Красном Кавказе" вроде одноствольные 12.7 "Виккерсы" были.

Шерман: Нелегкая судьба зенитных автоматов в России: Первая в мире автоматическая пушка, в которой энергия отката использовалась для перезаряжания, была изобретена американцем X. С. Максимом. Автоматика 37-мм пушки Максима основана на принципе использования энергии отдачи ствола при коротком ходе ствола. Питание автомата ленточное. Лента матерчатая, первоначально в ленте было 50 патронов, затем - 25. В Россию Максим доставил первую 37-мм пушку в 1888 г. Морское ведомство в 1889 г заказало Максиму две 37-мм пушки. В 1890 году две новые испытывались на Охтинской батарее, а в кампанию 1891 года МТК решил установить по одной на крейсер «Герцог Эдинбургский» и плавбатарею «Кремль». Позже эти пушки установили на мостике броненосца «Николай I», а затем - на минном крейсере «Капитан Ильин». В начале 1894 г было заказано 8 пушек Максима для черноморских броненосцев. В 1901 году Обуховский завод изготовил опытный образец 37-мм пушки Максима для Морского ведомства. С началом первой мировой войны автоматические пушки срочно потребовались для борьбы с воздушным противником. Морское ведомство экстренно заказало Обуховскому заводу 120 37-мм пушек Максима, из которых 80 предполагалось сдать в 1917 году и 40 - в 1918 году. Однако до конца 1917 года Обуховский завод по обоим заказам не выдал ни одного автомата. Это было связано с тем, что на заводе за 15 лет была забыта технология изготовления пушек Максима, а также с общей загруженностью завода, изготавливавшего морские и сухопутные орудия калибром от 37-мм до 406-мм. Сдача, а точнее выдача автоматов в войска началась в конце 1918 года. *** С началом первой мировой войны как Морское, так и Военное ведомство заказали в Англии 40-мм автоматы системы Виккерса. Автомат Виккерса представлял собой облегченный и несколько упрощенный автомат Максима. Изменения в действии затвора позволили уменьшить размер короба и вес автомата по сравнению с Максимом. Морская тумбовая установка Виккерса имела механизмы ВН и ГН — зубчатый сектор и зубчатый круг соответственно. К концу 1916 года по двадцать 40-мм автоматов Виккерса (из морского заказа) состояли на вооружении Балтийского и Черноморского флотов - на Черном море по два автомата было установлено на линкоры «Евстафий», «Иоанн Златоуст», крейсер «Кагул» и др. Для автомата Виккерса, а затем и Максима в 1914 году поручик Шерспобаев сконструировал автоматический установщик трубок (АУТ) в патронной ленте. Это был первый отечественный и, вероятно, первый в мире. Эти АУТ были вскоре установлены на всех морских зенитных автоматах. В 1917 году из Англии поступили четыре 40-мм автомата Виккерса на колесных лафетах Депора. Вес системы в боевом положении - 850 кг, вес системы в походном положении с передком - 1560 кг. Возка системы производилась четверкой лошадей. В 1923 году установки Депора были на складах Красной Армии. *** Первая мировая и гражданская войны показали, что на высотах до 3000 м наиболее эффективным средством борьбы с самолетами являются автоматические пушки. Действие 7,62-мм винтовок и пулеметов на высотах до 500 м было малоэффективно, а на больших высотах — ничтожно. Что же касается 76-мм пушек Лендера, то они на малых высотах уступали по действенности огня автоматам Максима и Виккерса вследствие малой скорострельности, малой скорости приводов наведения, ручной установки трубок на шрапнели и т. д. Поэтому руководство РККА сделало единственно правильный вывод - как полевым войскам, так и кораблям для защиты от воздушного противника нужны скорострельные зенитные автоматы. В 1920-1923 годах Обуховский завод ежегодно изготовлял от 10 до 30 автоматов (40-мм Виккерса и 37-мм Максима). В 1926 году в КБ завода «Большевик» начались работы по модернизации 40-мм автомата Виккерса. Основной целью модернизации было улучшение баллистики и повышение надежности автомата. Основным изменением в пушке была замена 40-мм ствола на 37-мм, с лучшей баллистикой (начальная скорость снаряда была увеличена с 610 до 670 м/с). Модернизированный автомат получил официальное название «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1928 г.» Первоначально перестволенные автоматы устанавливались на родных тумбах системы Виккерса. Был разработан и вариант тумбовой установки автомата на 1,5-тонном грузовике АМО. Опытный образец 37-мм пушки обр. 1928 г. был испытан в сентябре 1928 года. Начальная скорость снаряда весом 0,86 кг составила 686 м/с, а давление в канале ствола - 2550 кг/см2. Питание автомата ленточное, в ленте 25 патронов. Лента выстреливалась одной очередью за 6,21 секунды, то есть с темпом 240 выстр./мин. Практическая же скорострельность предполагалась около 100 выстр./мин. В начале 1930 года для пушки обр. 1928 года инженером завода «Большевик» Упорниковым был спроектирован колесный лафет, получивший заводской индекс Б-5. В походном положении лафет имел двухколесный ход, а в боевом положении ход отделялся и раздвигались три трехметровые станины, на сошники которых и опирался лафет. 37-мм автомат обр. 1928 г. на первом опытном лафете Б-5 был доставлен на НИАП 2 октября 1930 года, и на следующий день начались его испытания. Время перехода Б-5 из походного положения в боевое составляло 1 минуту 12 секунд, а обратно — 3 минуты 40 секунд. Но пока конструкторы доводили 37-мм пушку обр. 1928 г., высшее руководство страны приняло решение, пагубно сказавшееся на отечественных зенитных автоматах - все работы по зенитным орудиям сосредоточили на заводе № 8 им. Калинина. Этот завод возник в 1918-1919 годах в подмосковной деревне Подлипки за счет оборудования и персонала, эвакуированного из Петроградского орудийного завода. До конца 20-х годов завод с большим трудом справлялся с 76-мм зенитными орудиями, и никогда, как, впрочем, и Петроградский орудийный завод, не занимался автоматическим оружием. В конце 1928 года АУ РККА приказывает перенести производство 37-мм автоматов обр. 1928 г. с завода «Большевик» на завод № 8. На 1929 год заводу № 8 выдают заказ на 50 автоматов для флота. Автомату присвоили индекс 11-К (К - завод Калинина), и четыре года подлипковские пушкари тужились над этим заказом. В 1932 году, правда, было предъявлено 5 автоматов на испытания, но стрелять они не захотели. Заводу так и не удалось ни в 1932 г, ни в 1933 г сдать ни одного автомата 11-К. Так была тихо похоронена 37-мм пушка обр. 1928 г. Не сохранилось ни одного образца. И сейчас историки флота часто ломают головы, изучая проекты различных кораблей начала 30-х годов, «вооруженных 37-мм автоматами». На 1 января 1933 года в ВМФ состояло на вооружении 22 зенитных автомата системы Максима и Виккерса. *** 28 августа 1930 года был подписан договор между «Государственным орудийно-оружейно-пулеметным объединением» и «Бюро для технических работ и изучений» (БЮТАСТ) на поставку в СССР технологической документации и опытных образцов шести артсистем. Знатоки германского оружия нахмурят лоб - что это еще за фирма? Действительно, физически такой фирмы не существовало, это была подставная контора фирмы «Рейнметалл». В договоре, подписанном 28 августа 1930 года, было сказано, что советская сторона выплатит фирме 1.125.000 американских долларов. Немцы обещали не разглашать никаких сведений о советских заводах, а советская сторона — никому не передавать технологических секретов фирмы. Согласно договору немцы поставили в СССР всю документацию на 20-мм зенитную пушку, два образца пушки и одну запасную качающуюся часть. Цена 20-мм пушки «Рейнметалл» - 24.000 германских марок. Для сравнения, в 1933 году заводу №8 за один автомат 2-К платили 18.250 рублей. После испытаний 20-мм пушка «Рейнметалл» была принята на вооружение под названием «20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр. 1930 г.» В 1932 году издано «Краткое описание 20-мм пушки обр. 1930 г.». Производство 20-мм пушки обр. 1930 г. было передано заводу № 8, где ей присвоили индекс 2-К. Стволы для пушек делал завод № 92 (г. Горький), а передки - завод № 13 (г. Брянск), ряд деталей поставляла фирма «Рейнметалл». Валовое производство пушек было начато заводом № 8 в 1932 году. На этот год заводу выдали план - 100 пушек. Завод предъявил военпредам 44 пушки, а те приняли лишь 3. В 1933 году план составил 50 пушек, предъявлено 30, сдано 6. На 1 ноября 1936 года на вооружении РККА состояло 13 единиц 20-мм пушек обр. 1930 г. на колесных лафетах и 18 единиц 20-мм пушек обр. 1930 г., установленных на автомобилях ЗИС-6. Кроме того, имелось 8 учебных пушек на колесных лафетах. *** По договору от 28.08.1930 г. фирма «Рейнметалл» поставила документацию и ряд полуфабрикатов на 37-мм зенитную пушку, так как опытный образец еще не был до конца отработан фирмой. Устройство автомата аналогично 3.7cm Flak 18. Лафет трехстанинный со съемным двухколесным ходом. В СССР пушка получила наименование «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г.» Производство пушки было начато в 1931 году на заводе № 8, где она получила заводской индекс 4-К. В 1931 году было предъявлено 3 пушки. В 1932 году дан план 25 пушек, сдано 3 пушки, а по другим сведениям -ничего. В том же году система снята с производства. Переделки в пушке с 1932 года делал завод № 13. Таким образом, ни одна 37-мм пушка обр. 1930 г. не попала на вооружение РККА. Судьба 20 и 37-мм пушек обр. 1930 г., говоря языком науки, представляет идеальный чистый эксперимент, показавший возможности фирмы «Рейнметалл» и завода № 8. В итоге ПВО РККА до 1940 г имела на вооружении только 7,62-мм пулеметы и 76-мм орудия обр. 1931 г. Иная ситуация возникла на флоте. Там бурно шло строительство малых кораблей. На десятки малых сторожевых кораблей флота и НКВД и малых подводных лодок типа М (VI серии) просто нечего было ставить. Идеальным оружием таких кораблей стала бы автоматическая пушка, но ее-то как раз и не было. И тут завод Калинина предложил суррогат - 45-мм полуавтоматическую пушку 21-К. Создать ее было несложно: качающаяся часть противотанковой пушки 19-К наложили на тумбу, крепившуюся к палубе корабля. Лучшей характеристикой пушки 21-К служит сравнение ее ТТХ с 47-мм пушкой Гочкиса, которая производилась Обуховским заводом аж с 1888 года(!). Таким образом, корабельная малокалиберная артиллерия была отброшена на полвека назад. *** В конце 1937 года на заводе Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К). Новая пушка сделана по образцу 40-мм пушки «Бофорс» и в документах АУ начала 1938 года ее так и называют: «пушка завода № 8 типа «Бофорс». На заводских испытаниях в начале 1938 года темп стрельбы 49-К составил 90-120 выстрелов, вес снаряда 1,44 кг, начальная скорость - 960 м/с. В 1939 году пушка 49-К была официально принята на вооружение под названием «45-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 года». На 1940 год завод № 8 получил заказ на 190 пушек 49-К. Однако во второй половине 1940 года принято окончательное решение о вооружении РККА зенитными автоматами калибра 37 и 25 мм, и работы над 45-мм автоматическими пушками прекратили. АУ РККА понравилась 45-мм пушка 49-К (ЗИК-45), сделанная по образцу 40-мм пушки «Бофорс», но одновременно военспецы АУ считали калибр 45 мм слишком большим для полевых зенитных автоматов. Поэтому уже в январе 1938 года АУ предложило КБ завода № 8 на базе 49-К разработать проект 37-мм автоматической пушки в связи с тем, что «переход на 45-м калибр является спорным». КБ завода № 8 быстро спроектировало 37-мм автомат ЗИК-37 (позже получивший заводской индекс 61-К), благо отличался он от 49-К в основном размерами качающейся части, а повозки обеих систем были совершенно одинаковы. 10 октября 1938 года первый опытный образец ЗИК-37 был отправлен на полигонные испытания. В 1939 году 37-мм автоматическая пушка 61-К была принята на вооружение под названием «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г.» В конце 1939 года на заводе № 8 изготовлена опытная серия - 15 автоматов 61-К. Первый заказ на 37-мм пушки 61-К дан в 1940 году в объеме 900 орудий, из которых к 1 июля 1940 года было сдано 147 штук, а к 1.01.1941 г. - 544 штуки. Цена одной пушки в 1939 году составляла 65 000 рублей. В 1941 году планировалось изготовить 1700 пушек 61-К (все на заводе № 4). *** В 1939 году на заводе им. Калинина началось проектирование более легкого 25-мм автомата для ПВО полка. Первоначально он получил заводской индекс ЗИК-25, а затем 72-К. Опытный образец 72-К (ЗИК-25) был изготовлен заводом № 8 осенью 1939 года, а 11 октября 1939 года начали его заводские испытания. Опытный образец принят военпредом 31.12.1939 г., а 25.03.1940 г. отправлен на НИЗАП. В 1940 году 72-К была официально принята на вооружение под названием «25-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1940 г.». Тем не менее в 1940 году не удалось выпустить даже опытный образец 72-К. Так, 8.07.1940 г. Наркомат вооружений уведомил АУ, что из-за загруженности завод № 8 не может принять заказ на изготовление опытной партии (4 шт.) 25-мм автоматов на 1940 г. Фактически производство 72-К было начато в 1941 году, причем часть орудий, за неимением повозок, устанавливалась в кузовах грузовых автомобилей. -------------- -------------- * 37-мм зенитная пушка "Максим" (из кошмарного сна немецкого летчика-штурмовика)

RVK: Шерман пишет: Гвардии старшина 2-й статьи В. Полчанинов Он ещё и в солнечных очках?! Да уж - флот! Шерман пишет: из кошмарного сна немецкого летчика-штурмовика А почему немецкого? Это немцы в расчете или я что-то не понял?

KUF: Шерман пишет: Это ЗПУ 12,7-мм "Виккерс". Совершенно верно. Правда всего бриты поставили 38 таких установок. Nezumi пишет: 10 70К Первые 37-мм обозначались так: 70-К одноствольная с воздушным охлаждением, всего изготовлено для ВМФ 1774 орудия. 66-К спаренная башенная установка с водяным охлаждением, предназначались для крейсеров пр.68 - вместо нее сразу после войны пошла В-11. 46-К счетверенная башенная установка с водяным охлаждением, предназначались для ЛК пр.23. Всего построена одна штука, которую в 1942 г. поставили на "Октябрину". Кроме того от союзников ВМФ получил 700 шт. 40-мм автоматов "Бофорс" (тех самых Пом-Пом - кстати, высота досягаемости 6900 м!!) и 1993 шт. 20-мм "Эрликонов" в 1944-45 гг. ВМФ получил 330 шт. 25-мм ЗУ, испытанных еще в 1941 г. Также в 1944 г. прошли испытания двухорудийные 2-У-23 и четырехорудийные 4-У-23 на базе авиационной пушки ВЯ. Небольшое количество таких систем поступило на вооружение катеров еще до конца войны. Но в 1945 г. их заменили на 25-мм 2М-3. Для чего я привел сию ИНФу, чтобы было видно, что летом 1941 г. ЗУ ближнего боя даже для ВМФ, снабжаемого в первую очередь таким оружием, у нас кроме 21-К, которые, как бы помягче сказать, были не совсем эффективны, у нас не было. На малых высотах (т.е. при штурмовке аэродромов) Люфты могли резвиться почти безнаказанно. Однако работы по их разработке велись и годика через 2 наверно бы (не люблю эти бы) было несколько другое положение. С уважением Ю.

Nezumi: KUF пишет: 40-мм автоматов "Бофорс" (тех самых Пом-Пом - кстати, высота досягаемости 6900 м!!) "Пом-пом"-это 40мм автомат "Виккерс",а не "Бофорс"...."Максим" -переросток,даже брезентовую ленту оставили...

Шерман: "Пом-пом" на флоте (1939): Ark Royal

KUF: Шерман пишет: "Пом-пом" на флоте Вот они с воздушным охлаждением на "Архангельске" (так подписано, или еще на "Королевской Сосне"?), я долго смотрел на форму, вроде не аглицкая, тогда вместе с кораблем получается и каски нам поставили.... Вот таких бы сотню другую да на каждый аэродром штук... э-э-э- э, по батарее хотя бы...

Nezumi: KUF пишет: Вот таких бы сотню другую да на каждый аэродром штук... э-э-э- э, по батарее хотя бы... Ну вы загнули))))У англичан на начало войны ЕМНИП по 4*4 "Пом пома"на ЛК приходилось.

eppanzer: Нашел интересный образец советского удара по польскому аэродрому Karolin под Гродно. По словам свидетеля Збигнева Кожлинскего 18 сетября при штурмовом ударе по этому аэродрому были сбиты 3 И-16. Скорее всего обьект прикрывался станковыми пулеметами и взводом МЗА (двумя 40-мм Бофорсов). В Польше огнем станковых пулеметов (и возможно огнем стрелкового оружие) было сбито несколько истребителей и легких бомбардировщиков, атаковавшых с малой высоты.

KUF: eppanzer пишет: обьект прикрывался станковыми пулеметами Да а "Максима" НЕ переростка мы забыли, а ведь он и счетверенным был. И сухопутный был и морской (тут правда речной). Этих вроде хватало, но вот эффективность к 41-му увы... Это немецкое фото лета 1941 г., видно дойчи аэродром захватили или проста какие-то зенитчики не успели отступить...

KUF: Nezumi пишет: "Пом-пом"-это 40мм автомат "Виккерс",а не "Бофорс".. Учитывая все недостатки, "пом-пом" заменяли на хорошо зарекомендовавшие себя лицензионные шведские 40-мм автоматы "Бофорс" Разработанная в 1927 г. многоствольная установка "Виккерс" была хороша для своего времени, но не имела перспектив. Коренными недостатками являлась малая начальная скорость. При длине ствола в 40,5 калибров они рав-нялась всего 701 м/сек - достаточно для борьбы с "этажерками" 20-х годов, но слишком мало для скоро-стных монопланов конца 30-х и тем более 40-х годов. Из-за низкой начальной скорости дальность составля-ла всего 4500 м, причем прицельная - вдвое меньше. Вторым фатальным недостатком являлась подача бое-припасов. Удачная по идее (непрерывная лента), она была нелепой по осуществлению: снаряды помеща-лись в ячейки брезентовой ленты, которую на практи-ке постоянно заедало. Сама 8-ствольная установка Мк VI имела боль-шой вес - 16 тонн-, что обуславливало наличие меха-нического привода, а, значит, зависимости от источ-ников энергии. Скорость вертикальной и горизонталь-ной наводки равнялась 25 град./сек - слишком мало для быстро перемещающихся в поле прицеливания пикировщиков. Учитывая все недостатки, "пом-пом" заменяли на хорошо зарекомендовавшие себя лицензионные шведские 40-мм автоматы "Бофорс". «Бофорс» одно из самых знаменитых зенитных орудий - почти ровесник "Виккерса" - было спроектировано еще в 1929 году, но долгое время не пользовалось особым успехом у покупателей оружия. Увеличение спроса началось только с середины 30-х годов, и к 1939 году такие пушки имелись почти у всех европейских стран. Соединенные Штаты приняли «Бофорс» на вооружение в 1941 году, изготовление модели L/60 продолжалось вплоть до 1950-х годов, когда на смену ей пришла модель L/70. Заряжание осуществлялось из патронных обойм. "Пом-Пом" это неофициальное прозвище, которое моряки перенесли и на "Бофосы". Но изначально это был безусловно "Виккерс", да и звук выстрела у шведа несколько другой. Так что в принципе Вы правы. Так звать "Бофосы" некорректно.



полная версия страницы