Форум » Авиация и космические вооружения » Удары Люфтваффе по советским аэродромам 22 июня 1941 года. » Ответить

Удары Люфтваффе по советским аэродромам 22 июня 1941 года.

Админ: Первый день реализации плана "Барбаросса" в части завоевания господства в воздухе и уничтожения ВВС РККА. Предлагаю произвести разбор причин катастрофических потерь с нашей стороны, германской тактики и мер противодействия с советской стороны. В качестве сравнительного примера даю отрывок из готовящейся книги, посвящённой реализации плана "Гельб".

Ответов - 249, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Админ: Голландия. Раннее утро 22 июня 1941 10 мая 1940 года. "Самым северным объектом, попавшим под удар люфтваффе утром 10 мая, стала авиабаза Шипхол (Schiphol) в районе Амстердама. Этот крупный аэродром выполнял в основном функции гражданского аэропорта и был основной базой авиакомпании КLM, но на нём также базировались основные силы голландской бомбардировочной авиации в виде 16 современных бомбардировщиков Fokker T-V. Прикрытие базы было возложено на эскадрилью истребителей Fokker D-XXI из 11 самолетов. Часть из этих машин 10 мая были в ремонте, боеготовыми были 9 бомбардировщиков и 9 истребителей. ПВО базы состояла из 10 современных орудий калибром 20-75мм (две батареи) и 12 пулеметов. Наземные силы состояли из одного пехотного батальона, усиленного 6 бронеавтомобилями M38 Landsverk. В 2 часа утра командующий голландских ВВС объявил боевую тревогу. Персонал базы и летчики заняли свои места по расписанию, но в 3.15 утра тревога была отменена. В это время к Шипхолу уже приближались 50 немецких самолетов (30 Хе-111 и Ю-88, а также 20 Ме-109). Маршрут их выхода на цель был направлен с севера на юг. Ударная группа прошла часть маршрута над морем, а затем повернула на юг к Шипхолу. Лидировали самые медленные бомбардировщики Хе-111, они же и нанесли первый удар по ангарам и стоянкам голландских самолетов. После отмены боевой тревоги голландский летный состав находился на базе и смог, быстро заняв боевые места вывести свои боевые машины из под удара. Был поврежден только один из боеготовых бомбардировщиков. Взлетевшие голландские самолеты вступили в воздушный бой с немецкими. Интересно отметить, что бомбардировщики Fokker T-V наряду с истребителями приняли активное участие в воздушном бое. Вооруженный 20мм пушкой и 3-5 пулеметами, этот бомбардировщик имел высокие для этого типа летные качества, и смело ввязывался в бой с немецкими Хе-111 и Ю-88. Голландские источники отмечают, что в ходе этого боя только самолетами Fokker T-V было одержано четыре воздушных победы, притом, что голландские истребители претендовали только на один сбитый Ю-88. Голландцы потеряли в этом бою три самолета (два бомбардировщика и истребитель), совершившие вынужденные посадки. Активно действовала ПВО базы (некоторые орудия выпустили до 600 снарядов за день) записавшая на свой счёт 2 немецких самолета. Налет люфтваффе нанес базе серьезный урон. Практически все постройки были или разрушены или серьезно повреждены. На авиабазе начался сильный пожар, продолжавшийся несколько часов. Были уничтожены или серьезно повреждены 5 военных и 15 гражданских самолетов (в том числе уничтожены четыре пассажирских DC-3 авиакомпании КLM) находившихся на земле. Погибли 14 солдат и техников. Впрочем, немцам не удалось уничтожить основную часть боеготовых голландских самолетов, подавить ПВО базы и вывести её полностью из строя. Аэродром принимал и обслуживал самолеты на протяжении ещё нескольких дней, вплоть до капитуляции. Общие немецкие потери в ходе этого налета составили (по голландским источникам) 9 бомбардировщиков, из которых 7 были сбиты, а 2 столкнулись в воздухе при отходе..."

Балтиец: 124-й ИАП имел 99 самолетов (70 МиГ-3 и 29 И-16) на 40 летчиков и располагался на аэродромах Высоке-Мазовецке и Ломжа. В первые минуты войны младший лейтенант Д.В.Кокарев на своем МиГе таранил над Замбрувом Ме-110 из состава бомбардировочной эскадры SKG210 (зав. № 3767), а потом благополучно посадил поврежденный истребитель на фюзеляж [350,с.181]. Учитель местной школы Чеслав Марчинковский утверждал, что МиГ сел возле деревни Табенза. Посовещавшись между собой, мальчишки из Табензы подарили журналистам кусок дюралевой обшивки крыла с остатками раскраски, типичной для советских ВВС (Известия, 2 февраля 1985 г.). Автор книги «Брестская крепость» С.С.Смирнов в сборнике «Рассказы о неизвестных героях» написал, что еще один Ме-110 сбил зам. командира полка капитан Круглов. Как вспоминал бывший командир взвода 284-го стрелкового полка 86-й дивизии М.Д.Пискунов, к вечеру 23 июня он со своей командой, будучи в головном дозоре, подошел к Высоке-Мазовецке и у дороги увидел разгромленный аэродром. Он писал: «Я лично насчитал 43 боевых самолета, из них три штуки У-2. Там я нашел летчика (тяжело раненого) и двух летчиков под деревом (убитых). На мой вопрос «Почему летчики не улетели?» раненый ответил: «Начальник гарнизона не разрешил подниматься в воздух и весь летный состав при бомбардировке немецкой авиации увел в лес. Потом ушли на восток пешком, причем поспешно». И еще добавил: «Не было свыше приказа» [67]. С этим свидетельством очень хорошо согласуется рассказ радиста 293-й авиабазы А.К.Ляшенко, и выглядит все вполне логично. Узел связи штадива 9-й САД сам дал подчиненным полкам перерыв до 6 часов утра. Когда после первого налета на Белосток в эфир ушел сигнал тревоги, он был принят в Тарново и, пусть и с оглядкой, принят к исполнению. Радиостанция в 124-м полку на сигнал не ответила и даже его дублирование из 129-го полка никакого результата не дало. Следовательно, 124-й ИАП приказа на боевые действия не получил, его командир ответственности на себя не взял, предпочтя пассивный вывод личного состава из-под обстрела. В очерке М.И.Мельтюхова «Начальный период войны в документах контрразведки» [482, с. 20-21] сообщается, что на 22 июня командир полка майор Полунин находился в отпуске и прибыл в Высоке-Мазовецке уже днем, к этому времени аэродром подвергся двум налетам. Замещавший его капитан Круглов действовал нерешительно, поднимая в воздух одиночные машины, к тому же у большинства МиГов заводской бригадой не были отрегулированы пулеметы. После третьего налета, не дав никаких указаний, Полунин бросил полк, улетев в тыл на учебном самолете УТИ-4. М.С.Солонин по случаю 2-м издания своей книги «На мирно спящих аэродромах» привел обнаруженную им оперсводку о действиях 124-го ИАП. Документ составлен «задним числом», 1 июля 1941 г., и подписан начальником штаба полка майором Дрызловым. За день 22 июня полк совершил три боевых вылета. Первый вылет был произведен по боевой тревоге в 04:30 28-ю МиГ-3. Воздушных боев не вели, за исключением тарана младшего лейтенанта Кокарева. В 05:25 над аэродромом пролетел одиночный Ю-88, после чего последовал налет парой Ме-109, в результате завязавшегося боя был сбит один МиГ-3, летчик младший лейтенант Жарков погиб. В 05:35 группа из 18-ти бомбардировщиков под прикрытием семи Ме-109 сбросила бомбы на восточную части аэродрома; в результате налета убито и ранено до 30 человек личного состава 156-го БАО и один летчик. В 08:40 два Ю-88 произвели облет аэродрома, сделали два виража, после чего один из них улетел на запад, второй - на восток. В 10:20 последовал массированный налет тремя десятками машин неустановленного типа, в результате сгорело хранилище ГСМ, было уничтожено большое количество автотранспорта, сожжено на стоянках до 15 МиГов. Потери в личном составе: убито четыре летчика, техник и младший специалист, ранено два летчика и три техника. В воздух поднялось 12 истребителей, но бомбардировщики противника успели уйти на свою территорию. В 11:15 6 Ме-110 нанесли еще один бомбовый удар по аэродрому и обстреляли его. В течение 20 минут они уничтожили еще 12 МиГ-3, 2 И-16, 4 УТИ-4; им противодействовали три МиГа и один И-16. «Ишак» был сбит, один Ме-110 сбил капитан Круглов. После налета в строю осталось шесть МиГ-3, которые было решено перебазировать на аэродром Россь. В 15:30 группа в составе 25 бомбардировщиков (из них 7 Ме-110) снова атаковала Высоке-Мазовецке, но в воздух уже никто не поднялся. В 16:20 9 До-17 и семь Ме-110 в пятый раз произвели атаку аэродрома, окончательно добив матчасть 124-го полка. В целом за 22-23 июня было выведено из строя: 68 МиГ-3, 5 И-16, 7 УТИ-4, 9 УТ-1, 2 У-2, из них три И-16 были уничтожены на аэродроме Ломжа, девять МиГов были потеряны на аэродроме в Белостоке, еще шесть МиГ-3 и два УТИ-4 были уничтожены в Росси. Убыль личного состава убитыми и ранеными составила 29 человек, из них 15 летчиков [534].

Lob: Из того что я читал, наиболее подробно события 22 июня изложены у Солонина в его книгах "Новая хронология катастрофы" и "Другая хронология катастрофы". Солонин копался в архивах и то, что нашел, изложил в этих книгах. В первой книге про ВВС ЮЗФ и ЮФ, во второй ВВС ПрибВО и ЗОВО. Я, когда читал, делал пометки для первого дня войны. Для примера приведу пометки по ПрибВО. 6 смешанная авиадивизия 21 иап (Рига, 65 И-16 по сборнику сов. авиация в цифрах, Солонин дает другие цифры со ссылкой на оперсводку штаба ВВС ПрибВО от 21.06.41, как правило, на несколько самолетов меньше, чем в сборнике) - бездействовал, без потерь 148 иап (Либава, 69 И-153)- точных данных нет, до 4 самолетов потеряно в воздухе, уничтожено на земле 25, в тот же день полк перебазировался, уничтожено при эвакуации 19 самолетов. 31 бап (Митава, 60 СБ) - потеряно в воздухе 3, в ночь на 23-е при бомбежке уничтожен 1, повреждено 3 СБ. 40 бап (Виндава, 54 СБ) - потеряно в воздухе 11. 7 смешанная авиадивизия 10 иап (Шавли, 36 И-16, 23 МИГ) - потеряно воздухе 1 МИГ, 2 аварии, 2 поломки, уничтожено на земле 8 МИГ. 9 бап (Паневежис, 54 СБ) - до 5 сбитых, уничтожено на аэродроме 7, повреждено 14 ( 5 отремонтированы в течение суток). 46 бап (Шавли, 61 СБ,Ар-2) - сбито истребителями -10, зенитками -2, при бомбежке уничтожено 9 СБ и 1 Ар, 9 СБ повреждено. 238 иап (Паневежис, 30 И-153) - потеряно в воздухе -1, авария при посадке -3, уничтожено на аэродроме 3 и 15 повреждено, оставшиеся 6 самолетов перебазированы. 241 шап (Митава, 27 И-15бис) - без потерь 8 смешанная авиадвизия 15 иап (Ковно, 62 МИГ, 82 И-153,И-15 у Солонина всего 84 самолета) - уничтожено на земле 3 И-153, 6 И-16, 8 МИГ, при эвакуации сожжены 1 И-153, 11 МИГ, еще 13 МИГ "Оставлено на аэродроме". 31 иап (Ковно, 54 МИГ, 32 И-16,И-15, у Солонина всего 53 самолета)- уничтожено на земле 37 МИГ, перебазировалось 8, МИГостальные брошены. 61 шап(Кейданы, 80 И-153,И-15) - нет сведений. 57 смешанная авиадивизия 42 иап (Вильно, 101 И-153, И-15) - потеряно 3 самолета в воздухе и 2 на земле. 54 бап (Вильно, 68 СБ,Ар-2) - пропали без вести 3 СБ, вечером 23-го боеготовы 21 СБ и Ар. 49 иап (Двинск, 67 И-16,И-153) - за 22-23 потеряно в воздухе 1 И-16, 1 разбит при аварии, 8 И-153 уничтожено на земле. 4 смешанная авиадивизия в течение 22 два бомбардировочных полка передислоцировались на юг. ночью попали под бомбежку. 35 бап (50 СБ) - 1 СБ уничтожен, 3 повреждено 50 бап(34 СБ) - уничтожено 8, повреждено 12, 1 самолет при перебазировании совершил выгужденную посадку. Бомбардировочная авиация ПрибВО 22.06.41 совершила 227 боевых самолетовылетов, сбросила 115 тонн бомб, потеряла сбитыми 37 бомбардировщиков.


KUF: Сов. аэродром 22 июня 1941 г.

Балтиец: Солонин, как всегда, кажет себя чайником. Работать в ЦАМО мало, надо еще уметь работать. И понимать. Где у него данные по 236 иап (Алитус), 237 иап (Ораны), 240 иап (Ионишкис)? 42 иап вообще-то встретил войну в Оранах, в Двинск он перелетел уже в ходе боев.

Lob: По 42-му иап мой глюк - пометки делал на исходной таблице из сборника, оттуда и перенес. Собственно у Солонина это выглядит вот так: Увеличить И Солонин, естественно, по каждому полку информации не нашел. Пишет из отчетов дивизий. А по другим полкам несколько нестыкующихся отчетов. Тогда он делает общую компляцию.

Админ: Тему изначально я открыл для сравнительного анализа результатов удара Люфтваффе по системе авиабаз Голландии (к примеру) и по аэродромной сети приграничных округов в СССР. Обращают на себя внимание следующие моменты, по пунктам. 1. В среднем для удара по каждой из голландских авиабаз (первый день операции) немцы задействовали в среднем в 10 раз больше ударных самолётов, чем по нашим аэродромам (в отдельности). 2. Как в случае с Голландией, так и 22 июня, Люфтваффе атаковала цели несколькими волнами. 3. Несмотря на мизерное количество истребителей (па лучшему счёту 86 машин разных типов, из которых 50 тяжёлых двухмоторных) голландцы смогли поднять в воздух и эффективно задействовать до 75% машин. 4. Как и в случае с СССР бедой голландцев стало отсутствие запасных площадок "подскока". Только в голландском случае они их не делали осмысленно, боясь, что немцы могут их использовать для десанта. В итоге, истребители взлетали на перехват, успешно вели бой, но не могли сесть обратно, т.к., аэродром базирования находился под непрерывным воздействием. 5. Немцы в ходе ударов по голландским аэродромам понесли несравнимо большие потери (от 10 до 20 ударных сомолётов на каждый аэродром по которому работали в первый день), нежели 22 июня в ходе удара по местам базирования ВВС РККА (редко 1-2 машины). В чем причина? Вижу только три составляющих: а) высокая боеготовность голландских ВВС на утро 10 мая. Лётчики сидели в машинах с прогретыми моторами, взлетали по широким ВПП сразу всей эскадрильей, а не "дежурными экипажами". В результате, при вылете на отражение первого удара практически не понесли потерь в ходе взлёта. б) Система размещения и укрытия авиапарка голландских ВВС не позволяла уничтожать самолёты десятками в ходе действий единичных самолетов противника. Немцы в первый день удачно отштурмовались в основном по учебным, гражданским и ремонтируемым машинам. в) Каждый аэродром имел свою ПВО. За исключением одного недостроенного аэродрома, который был прикрыт только пулемётным взводом ПВО, остальные аэродромы имели не менее двух батарей (в некоторых случаях две батареи СЗА и две батареи МЗА, плюс несколько пулемётных взводов. Итого: до 20 стволов зенитной артиллерии и до 20 пулемётов), вооруженных зенитными орудиями среднего (75мм) и мелкого калибра (20мм). Батареи среднего калибра поголовно имели ПУАЗО. В результате, их боевой счёт в первый же день составлял до 10 сбитых машин противника на батерею (!). Как мы знаем, основная масса советских аэродромов вообще не имела собственной ПВО (единичные пулемёты не в счёт). Советское командование видимо полагало, что лучшим ПВО аэродромов послужат размещённые на них истребители.

marat: Админ пишет: Как мы знаем, основная масса советских аэродромов вообще не имела собственной ПВО (единичные пулемёты не в счёт). Советское командование видимо полагало, что лучшим ПВО аэродромов послужат размещённые на них истребители. Наверное все же у нас просто не было столько орудий ПВО, чтобы прикрыть и аэродромы. ЕМНИП ПВО аэродромов предусматривалось, но 37-мм пушки дефицит.

Админ: marat пишет: Наверное все же у нас просто не было столько орудий ПВО, чтобы прикрыть и аэродромы. ЕМНИП ПВО аэродромов предусматривалось, но 37-мм пушки дефицит. Вопрос не в количестве орудий, а в грамотном их использовании (то, что немцы первым делом будут выбивать авиацию можно было ...догадаться). На вооружении голландской противовоздушной обороны было 210 зенитных орудий калибром от 20мм и выше, из них 155 современных орудий различных систем (Skoda, Vickers и др.). Голландия по территории и задействованным на этом направлении силам примерно сравнима с ПрибОВО-41. Так вот, в ПрибОВО на 1 мая 1941 было 504 зенитных орудия (37,76,85мм). marat пишет: но 37-мм пушки дефицит 873 орудия на 1 мая только по приграничным округам. Это много.

Nezumi: Админ пишет: 873 орудия на 1 мая только по приграничным округам. Это много. Это очень мало...И это 2/3 ВСЕЙ МЗА СССР. А только для укомплетования всех дивизий РККА надо было 2600 37 мм при 1400 имевшихся в наличии. Так что максимум на что мы могли расчитывать-это "комплексные пулеметы"(ок 2000 в виде ЗСУ,по попадавшимся данным-всего 7тыс) ПыСы:СЗА можно не учитывать-неэффектина она против штурмовиков.

Lob: У немцев совсем другая струтура вооружения зенитной артиллерии - на лето 41-го где-то около 12 тыс легких зениток и до 4,5 тыс тяжелых. Тем не менее наши источники утверждают, что ПВО западных округов была укомплектована орудиями на 90%. Не знаю, насколько это реально. К примеру, тот же ПрибВО. Из положенных по штату 929 зениток в наличии 504. Ясно, что основной "недочет" во вновь формируемых соединениях. Но ясно, что зенитные части ПВО оснащены минимум на три четверти от штата. Серьезная сила. И тут возникают те самые вопросы. К примеру, 14-я бригада ПВО. Зенитный полк, 6 зенитных дивизионов, не считая пулеметного, 3 батальона ВНОС. Защищает Каунас с округой, то есть как раз аэродромы 15 иап и 31 иап. И тем не менее оба полка в течение дня практически уничтожены, причем именно в результате авиаударов, хотя есть и потери в воздухе. Причем в течение 22.06.41 31 иап совершил 120 боевых вылетов, а 15 иап - 202(!). По всем свидетельствам уничтожение самолетов немецкой авиацией на аэродромах произошло после 16.00. Ни о какой внезапности речи уже не было. Как такое могло произойти, совершенно непонятно.

Шерман: Админ пишет: Так вот, в ПрибОВО на 1 мая 1941 было 504 зенитных орудия На 22 июня 1941 в ПрибОВО было уже 582 зенитных орудия (причем в 10-й бригаде ПВО было 16 штук 40-мм пушек... интересно, откуда они? ).

Nezumi: Lob пишет: И тем не менее оба полка в течение дня практически уничтожены, причем именно в результате авиаударов, хотя есть и потери в воздухе.Что тут непонятного?Малые высоты перекрыты только 4М,которые скорее всего защищали позиции дивизионов СЗА.А СЗА против штурмовки аэродрома почти бессильна-в атаку не на 4-5 км же выходят...

Админ: Nezumi пишет: Это очень мало...И это 2/3 ВСЕЙ МЗА СССР. А только для укомплетования всех дивизий РККА надо было 2600 37 мм при 1400 имевшихся в наличии. Хорошо. Пускай будет "мало". Но всё познаётся в сравнении. Какова была численность МЗА во французской, британской армиях и в Вермахте? Скажем на май 1940 года. Nezumi пишет: СЗА можно не учитывать-неэффектина она против штурмовиков. Эффективна с ПУАЗО. Особенно при стрельбе на подходе и по выходящим из пикирования самолётам.

stalker 716: Nezumi пишет: А только для укомплетования всех дивизий РККА надо было 2600 37 мм при 1400 имевшихся в наличии. СД РККА Зенитные орудия 10 http://army.armor.kiev.ua/hist/divisii-rkka-werm.shtml 37-мм зенитные пушки 12 Вики стрелковая дивизия 37 мм зенитные орудия 8 http://www.rkka.ru/iorg.htm 2600 делим на 12 получаем 216 дивизий 2600 делим на 8 получаем 325 дивизий.

Nezumi: Админ пишет: Вермахте?на начало ВМВ-6072 20мм и 1030-37 мм .Производство за 39 год соответственно 1200 и 180,за 40й-6060 и 675 шт.Данные по производству-в стволах... Админ пишет: Эффективна с ПУАЗО. Особенно при стрельбе на подходе и по выходящим из пикирования самолётам. А кто это у нас аэродромы с пикирования то бомбит?Тот то на нихх мессера бросали.... Да и для эффективной стрельбы автоматическая установка взрывателя нужна.. Админ пишет: британской армиях Можно посмотреть конечно,но сравнение широкого с длинным получится:ЗА не истребитель,она не уничтожает авиацию противника,а прикрывает объекты...Сравнивать территорию Англии и ее СВ с СССР и РККА-бессмысленно. stalker 716 пишет: 2600 делим на 12 получаем 216 дивизий 2600 делим на 8 получаем 325 дивизий. Сд-177(по 8 стволов)-1416 37 мм ЗУ МСД-2(0)-0 ГСД-19(8)-152 КД-9(12)-108 ГКД-4(0)-0 ТД-61(12)-732 Мот.Д.-31(8)-248 ВДБР-16(0)-0 АПТАБР-10(16)-160

marat: Шерман пишет: (причем в 10-й бригаде ПВО было 16 штук 40-мм пушек... интересно, откуда они? Известно откуда - трофеи, бывшие литовские/латвийские. Админ пишет: Хорошо. Пускай будет "мало". Но всё познаётся в сравнении. Какова была численность МЗА во французской, британской армиях и в Вермахте? Скажем на май 1940 года. Ну нет, так не пойдет - у них и территория меньше.

stalker 716: marat пишет: Ну нет, так не пойдет - у них и территория меньше. Вот им не повезло, Чукотки у них не было!

Nezumi: stalker 716 пишет: Вот им не повезло, Чукотки у них не было!Милейший,вы как полный дурак себя уже зарекомендовали,дальнейших подтверждений сего факта нам не нужно...

stalker 716: Nezumi пишет: Милейший,вы как полный дурак себя уже зарекомендовали ЛС

Nezumi: Это не флуд....Как я написал уже выше-зенитная артиллерия не уничтожает самолеты противника,она защищает свои объекты....Так что в это вопросе европейским странам повезло-им приходилось закрывать "щитом" ПВО значительно меньшее число объектов и войсковых соединений.

прибалт: Админ пишет: Так вот, в ПрибОВО на 1 мая 1941 было 504 зенитных орудия (37,76,85мм). Доклад начальника артиллерии ПрибОВО В результате первого дня боевых действий ощущается острый недостаток следующих видов боеприпасов: 37-мм и 85-мм зенитных выстрелов – материальная часть этих калибров бездействует... ЦАМО РФ. Ф. 221. Оп. 2467сс. Д. 39. ЛЛ. 211-212. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 34. – М., 1958.

Шерман: Админ пишет: Хорошо. Пускай будет "мало". Да не мало - не менее четверти от общего количества (582). Забавно, но разговор, если говорить о ПрибОВО, увели в сторону - "мало" мза, "штурмовики" (Ме-109 что-ли?), зенитная артиллерия "не уничтожает самолеты" и при этом каким-то образом "защищает свои объекты" (более 25% потерь авиации - от огня ЗА... "прикрывает", да). Группировка сил и средств ПВО, прикрывавших пункт или отдельный объект, строилась по принципу круговой обороны с усилением наиболее вероятных направлений налетов вражеской авиации. Создаваемая группировка ПВО должна была обеспечить отражение налета неприятеля с любого направления. Взаимодействие родов войск противовоздушной обороны осуществлялось путем распределения зон действий, целей и высот. Зона действий истребительной авиации располагалась вне зоны огня зенитной артиллерии на глубину до 100 — 120 км от границ обороняемого пункта или отдельного объекта. Истребительной авиации предоставлялось право действий и в зоне огня зенитной артиллерии при условии продолжения начатых ею атак по самолетам противника. Этим обеспечивалось полное использование боевых возможностей истребителей, становившихся в этой обстановке наиболее действенным средством уничтожения неприятеля. Днем эта зона могла быть использована на всю глубину, а ночью — в пределах расположения в ней световых прожекторных полей. Зона огня зенитной артиллерии создавалась на ближних подступах к прикрываемому пункту или отдельному объекту. Часть зенитных батарей занимала огневые позиции внутри пункта (объекта). Боевой порядок зенитной артиллерии строился с расчетом создания массированного артиллерийского огня как в поясе боевых курсов самолетов, так и над самим обороняемым объектом. Основой зенитной артиллерийской обороны являлась зенитная артиллерия среднего калибра. Для прикрытия важных объектов от нападения пикирующих бомбардировщиков и самолетов, действовавших на малых высотах, применялись зенитные батареи малого калибра и зенитные пулеметы. Теоретические основы боевого применения войск ПВО изложены в уставах и наставлениях родов войск ПВО, по которым организовывалась боевая подготовка войск и штабов. В январе 1940 г. приказом НКО СССР был введен в действие Боевой устав истребительной авиации 1940 г. (БУ ИА-40). В уставе говорилось: «Истребительная авиация является главным средством борьбы с воздушным противником и имеет своим основным назначением уничтожение его в воздухе и на земле». Боевое применение зенитной артиллерии определялось в зависимости от калибра зенитной артиллерии. Основной тактической задачей зенитной артиллерии среднего калибра (76 мм и 85 мм) являлась борьба с воздушным противником на высотах 900 — 7000 м. В Правилах стрельбы зенитной артиллерии среднего калибра (1939 г.) в статье 1 задача стрельбы зенитной артиллерии по самолетам противника определялась так: «Уничтожать воздушные силы противника или не допускать их к выполнению боевой задачи». Дополнительными задачами зенитной артиллерии этого калибра являлись уничтожение воздушных десантов в воздухе и уничтожение прорвавшихся в район ее огневых позиций вражеских танков, пехоты, конницы. Зенитная артиллерия малого калибра и зенитные пулеметы своим огнем дополняли и усиливали огонь зенитной артиллерии среднего калибра. К группировке зенитной артиллерии среднего калибра (СЗА), находившейся на обороне объектов, предъявлялись следующие требования: оборона должна быть круговой; пояс боевых курсов авиации противника должен быть прикрыт зенитным огнем не менее двух-трех зенитных батарей (при ограниченном количестве батарей). При противовоздушной обороне особо важных крупных центров, для защиты которых привлекалось большое количество зенитной артиллерии, слойность огня была большей. Это давало возможность массировать огонь при наличии групп самолетов противника или одновременно обстреливать сосредоточенным огнем две-три цели, если противник совершал бы нападение, рассредоточивая группы своих самолетов по высоте и глубине. Во всех случаях зоны наибольшей плотности огня должны были выдвигаться в сторону вероятного нападения врага. Нормальными интервалами между огневыми позициями зенитных батарей среднего калибра считались интервалы в 3 — 4 км. Зенитная артиллерия малого калибра (МЗА) предназначалась для борьбы с авиацией противника на высотах до 3000 м. Исходя из этого и определялись ее тактические задачи. По видимой цели огонь велся прямой наводкой при помощи автоматического прицела. По пикирующим на батарею самолетам неприятеля зенитный огонь велся также при помощи автоматического прицела, в который вводился угол пикирования. По штурмовикам МЗА вела огонь без прицела, причем наводчики, невооруженным глазом наблюдая трассу снарядов, добивались совмещения ее с целью. Необходимо подчеркнуть и еще одну особенность в подготовке частей зенитной артиллерии. Наряду со всесторонней отработкой вопросов борьбы с воздушным противником части зенитной артиллерии обучались ведению огня по наземным целям. Эти виды стрельб предусматривались и программами боевой подготовки и правилами стрельб зенитной артиллерии.

Шерман: прибалт пишет: 37-мм и 85-мм зенитных выстрелов – материальная часть этих калибров бездействует Вот это действительно реальная проблема - в западных округах было: 37-мм снарядов - 1,8 бк (по 357 снарядов на орудие), 85-мм снарядов - 1 бк (по 143 снаряда на орудие). Правда, для 76-мм зенитных орудий было 2.938.000 снарядов - по 13 бк (по 1980 снарядов на орудие).

Nezumi: Шерман пишет: Да не мало - не менее четверти от общего количества (582). Это общее число ЗА.Оно нас не интересует...При атаке точечных слабо защищенных целей типа самолета на аэродроме применяли пушечно -пулеметный огонь и бомбы мелкого калибра с малых высот. А это МЗА...СЗА просто не успеет развернутся на ручном приводе за низколетящей целью,а расчет -выставить дистанционный взрыватель на нужную дальность. Именно поэтому борьба с на Тихом океане СЗА стала эффективной только после появления радиолокационных взрывателей для 5 дм снарядов. Шерман пишет: "не уничтожает самолеты" и при этом каким-то образом "защищает свои объекты" (более 25% потерь авиации - от огня ЗА... "прикрывает", да). Ой вей...Ну поставьте ЗенаД задачу завоевать превосходство в воздухе Как бе самостоятельно искать и уничтожать авиацию противника она не может.Она может только защищать объект.Чем больше территория и больше объектов-тем больше надо ПВО,ибо как то в возможности маневра ЗА проигрывает авиации того времени(чисто по скоростям,без учета привязки ЗА к дорогам) в 15-20 раз. В середине войны этот вопрос стали решать -ввойсках было ок. 100 БП ПВО. Шерман пишет: (Ме-109 что-ли?) Вф-109,Ме-110...

Админ: Nezumi пишет: А кто это у нас аэродромы с пикирования то бомбит? За исключением Не-111, все остальные бомбили с пологого пикирования. Nezumi пишет: Милейший,вы как полный дурак себя уже зарекомендовали Это лишнее. Замечание!

Админ: прибалт пишет: Доклад начальника артиллерии ПрибОВО Значит, как основной просчет в тактике - отсутствие ПВО аэродромной сети. Основная проблема боевого применения - отсутствие боепитания.

Шерман: Nezumi пишет: При атаке точечных слабо защищенных целей типа самолета на аэродроме применяли пушечно -пулеметный огонь и бомбы мелкого калибра с малых высот. Ну, это - именно штурмовка. Как раз, в первую очередь, применялась, чтобы подавить зенитную артиллерию (никак не скажешь про нее - слабо защищенная). А в это время Ю-88 (например) бомбили сам аэродром. После подавления ЗА (если она была) штурмовики уничтожали все, что осталось после бомбардировщиков. Nezumi пишет: Ну поставьте ЗенаД задачу завоевать превосходство в воздухе Да я немного про другое... Войска ПВО (не войсковая ПВО) имели в оперативном подчинении истребительную авиацию. Принцип ее работы - тоже так называемое "прикрытие", а не завоевание превосходства в воздухе.

Lob: Вики говорит, что у голландцев было 232 20- или 40-мм зенитных орудий, 84 75-мм, 39 60-мм, 7 100-мм. У французов 1152 25-мм, 688 75-мм, 24 90-мм. Думаю, здесь еще надо сказать про оргструктуры. СССР был разделен на зоны ПВО, в состав которых уже входили корпуса, дивизии, бригады, бигадные районы, истребительные части. Опять же для примера ПрибВО. 14-я бригада ПВО защищает Каунас, имеет три батальона ВНОС. Бригада подчиняется Северо-западной зоне ПВО, которая в свою очередь подчиняется Москве. А истребительные авиаполки в Каунасе подчиняются штабу 8 авиадивизии, которая подчиняется штабу ВВС ПрибВО. Как оргнизовывалось взаимодействие? При традиционно пренебрежительном отношении к вопросам связи в красной армии можно уверенно говорить, что, когда ВНОС сообщала своим зенитчикам о приближении немцев, до армейских авиаторов эта информация практически не доходила, или доходила с большим опозданием. Подобная проблема была и у англичан. Первоначально вся авиация ПВО страны была сведена в истребительное командование. Отвечая за оборону всей страны, командование испытывало серьезные проблемы с защитой военно-морских баз. Дело в том, что, говоря нашим языком, служба ВНОС входила в состав авиационных сил страны, а у моряков была собственная служба, и постоянно информация запаздывала, пока проходила от ВНОС военно-морских баз до истребительных частей РАФ. Проблемы были настолько серьезными, что уже в 40-м, если не ранше, году англичане плюнули на принципы и разрешили флоту обзавестись собственными истребительными частями.

Шерман: Lob пишет: Как организовывалось взаимодействие? Плохо, к сожалению. Вместе с этим следует отметить, что в системе противовоздушной обороны страны накануне Великой Отечественной войны имели место и серьезные недостатки, которые пришлось устранять уже в ходе боевых действий. Это относится прежде всего к искусственному и необоснованному подчинению активных средств противовоздушной обороны нескольким начальникам, вместо сосредоточения управления ими в одних руках. Так, истребительная авиация, выделенная для целей противовоздушной обороны, находилась в подчинении командующего ВВС и лишь оперативно подчинялась командованию зоны ПВО. Это был явный просчет в организации управления. Необоснованным было также и двойное подчинение частей других родов войск — зенитной артиллерии, аэростатов заграждения, зенитных прожекторов и других. Все эти части находились в подчинении командующих войсками военных округов и лишь по вопросам специальной подготовки подчинялись начальнику Главного управления ПВО. Это не способствовало четкости и оперативности управления войсками... http://militera.lib.ru/h/pvo/02.html

Шерман: Админ пишет: Значит, как основной просчет в тактике - отсутствие ПВО аэродромной сети. Основная проблема боевого применения - отсутствие боепитания. Все не так просто. Вот, Закорецкий разместил статью "Трагедия 11-й смешанной авиационной дивизии", в конце которой такая сакраментальная фраза:А где же наши зенитки, средства ПВО? Почему в небе над Лидой летают немецкие самолеты? А ведь в той же статье написано: "В Лиде: управление 11 сад; 122 иап... 229 озад РГК... 15-й взвод крупнокалиберных пулеметов... 44-я зенитная батарея ПВО... В Желудку: 16-й легкобомбардировочный авиаполк (самолеты СБ)... 165 озад РГК; 44-я зенитная батарея ПВО... В Скиделе: 127 иап; 46-я зенитная батарея ПВО..." Действительно, а где ПВО? Для начала (ненавязчиво) рекомендую посмотреть на "подвиг народа" фонд 208 опись 2511 дело 29 - 229-й озад ПВО. Оперативная сводка за период с 23.06.1941 г. по 24.06.1941. Так сказать взгляд зенитчиков на это дело. В двух словах (сводка рукописная, 9 страниц): "...в 4-40 23.06. 15 До-17 бомбили город и аэродром Лида... в 5-15 32 Хе-111 с пикирования бомбили аэродром и штурмовали позиции 1-й батареи. Уничтожили 10 самолетов на земле (наших)... Батарея вела интенсивный огонь... В 14-15 29 До-17 произвели налет на город... В 20-30 75 Хе-111 произвели интенсивный налет на город и ОП батарей... Сбито 4 самолета пр-ка... Всего налетов было 15... Наша авиация в период боев в последних не участвовала. За период боев сбито 10 самолетов противника. Выпущено 888 снарядов... Дивизион имеет мало снарядов и огонь открывается только по группам самолетов свыше 3-х. Всего снарядов имеется 1620 штук... После бомбардировки города все управление города - Горсовет, РК и Горком ВКПб, директора предприятий, милиция и НКВД побросали посты и сбежали. Город остался без управления..."

Балтиец: Бывший начальник лидского гарнизона Стрельбицкий писал, что самоли были сбиты 22-го. Что за нестыковка? Почему не стреляли 22-го?

Шерман: Сводку писал командир 229-го озад

Балтиец: Уже нашел. Мерси. И еще Федорова (по свеой теме).

stalker 716: Шерман пишет: Вот это действительно реальная проблема - в западных округах было: 37-мм снарядов - 1,8 бк (по 357 снарядов на орудие), 85-мм снарядов - 1 бк (по 143 снаряда на орудие). Вот это загадка (для тех кто не знает концепции В.Суворова - мы ударим первыми и у нас будет чистое небо), почему Сталин не готовился оборонять СССР от фашистов. Ведь согласно коммунистам (оппонентам В.Суворова) Сталин и Политбюро понимали что гитлеризм нацелен в первую очередь на уничтожение СССР, и поэтому (это логика коммунистов) пришлось заключить ПМР, чтобы успеть приготовиться. За два года не успели зенитные снаряды привезти в Западные округа?

Шерман: Балтиец пишет: Что за нестыковка? Почему не стреляли 22-го? Ну и как, разобрались? Если 22-го был налет - то тоже стреляли (или он в запарке дату перепутал?). stalker 716 пишет: За два года не успели зенитные снаряды привезти в Западные округа? Успели завезти то, что успели произвести (но 76-мм зенитных было много).

eppanzer: stalker 716 пишет: Nezumi пишет: СД РККА Зенитные орудия 10 http://army.armor.kiev.ua/hist/divisii-rkka-werm.shtml Вот тут Таблица 1 Советская стрелковая дивизия и немецкая пехотная дивизия -41г. данные СД какого штата? Уж точно не начала войны :D Админ пишет: Значит, как основной просчет в тактике - отсутствие ПВО аэродромной сети. Например Каунаский аэродром в 1939 г. в случае войны прикрывали 12 20-мм ЗП, а в 1940 г. уже планировалось 18, и ещё 12 пулеметов. К тому же скорее всего прикрывала бы и одна батарея 75-мм Vickers. Интересно, куда мудрые головы с РККА засунули 300 бывшых литовских 20-мм ЗП (150 Oerlikon и 150 LAP)? Админ пишет: Эффективна с ПУАЗО. Особенно при стрельбе на подходе и по выходящим из пикирования самолётам. Литовские 75-мм Vickers считали не эфективными ниже 1500 м, а они имели довольно таки хорошые американские ПУАЗО "Sperry". marat пишет: Известно откуда - трофеи, бывшие литовские/латвийские. Латвийские - точно, армия Литвы 40-мм "Bofors" точно не имела.

Nezumi: Админ пишет: Это лишнее. Замечание!Валерий,ну нах зачем откровеную глупость писать? stalker 716 пишет: Вот это загадка (для тех кто не знает концепции В.Суворова - мы ударим первыми и у нас будет чистое небо), почему Сталин не готовился оборонять СССР от фашистов. Ведь согласно коммунистам (оппонентам В.Суворова) Сталин и Политбюро понимали что гитлеризм нацелен в первую очередь на уничтожение СССР, и поэтому (это логика коммунистов) пришлось заключить ПМР, чтобы успеть приготовиться. За два года не успели зенитные снаряды привезти в Западные округа? Патамучта завод просрал все полимеры не смог наладить выпуск МЗА аж с 33 года..Соответственно не было БК под эти стволы.Учи матчасть.......... Lob пишет: Вики говорит, что у голландцев было 232 20- или 40-мм зенитных орудий, 84 75-мм, 39 60-мм, 7 100-мм. Ну вот,и все становится ясным.....У голландцев было примерно 1/3 СЗА и 2/3 МЗА,у французов-2/3 МЗА и 1/3-СЗА.....Не хотелось бы задавать идиоотский вопрос-а кто был лучше защищен от атак с малых высот?Голланцы,француза....или мы,с 1/5 МЗА в зенитной артилерии и то без БК? Шерман пишет: у, это - именно штурмовка. Как раз, в первую очередь, применялась, чтобы подавить зенитную артиллерию (никак не скажешь про нее - слабо защищенная). А в это время Ю-88 (например) бомбили сам аэродром. После подавления ЗА (если она была) штурмовики уничтожали все, что осталось после бомбардировщиков. Ну да....А Хе-111 бомбили филд из стратоферы? Опять таки-когда штурмовики обеспечили бомберам ковровую дорожку-что б и не работать?

Админ: eppanzer пишет: Литовские 75-мм Vickers считали не эфективными ниже 1500 м Высоту входа в пологое пикирование для штурмовки и выхода из него знаете?

прибалт: eppanzer пишет: Интересно, куда мудрые головы с РККА засунули 300 бывшых литовских 20-мм ЗП (150 Oerlikon и 150 LAP)? Из 155 20-мм ПТО Эриксон - 92 в 29-м ТСК, а остальные 63 на склад. Из 124 20-мм ЗО БСВ 11 в 29-м ТСК, остальные 113 на склад. Добавлю: все 9 75-мм ЗО Викерс - в 29-й ТСК.



полная версия страницы